Av-gr.ru

Двери декор
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алтарь в православном храме

Алтарь в православном храме

Храмы строят по-разному. Одни изображают собой Крест. Другие — круглые или восьмиугольные — выражают Бесконечность Божию. Храмы четырехугольные — это образ вселенной. А прямоугольные храмы — это изображение Церкви в виде корабля, несущего человека к будущей Небесной Жизни.

Но в устройстве любого храма мы всегда сможем ясно различить самую важную и главную часть. Она называется алтарь. Это греческое слово. Оно означает «возвышенный жертвенник».

Алтарь, действительно, устраивается на небольшом возвышении, у восточной стороны храма. Ведь на востоке встает солнце, а церковное песнопение называет Христа «Солнцем Правды».

Алтарь — это священное место, где является людям Сам Господь Иисус Христос. Это бывает во время Божественной Литургии — Богослужения, в котором хлеб и вино становятся Телом Христовым и Его Кровью.

Это очень радостное и вместе с тем страшное своим неземным величием Богослужение. Поэтому входить в алтарь разрешается не всем людям, но только лишь тем, кто совершает Божественные службы: епископам, священникам и диаконам, а также церковнослужителям — алтарникам и пономарям, которые им в этом помогают.

Храм Великомученицы Екатерины в Риме

Знаете ли вы, что в самом сердце католического мира, в столице Италии, Риме, есть целых две православные церкви?

История храма Николая Чудотворца ведет свое начало с 1803 года – именно тогда был подписан императорский указ об учреждении церкви при Римской миссии. Однако и после этого больше ста лет русский приход не имел собственного помещения. Созданная церковь, можно сказать, была походной — много раз меняла она свое местонахождение.

В 1931 году православная община получила в наследство трехэтажный особняк – его завещала русская эмигрантка, княжна Мария Чернышёва. Это палаццо стоит в тесном ряду других дворцов, русским архитекторам пришлось немало потрудиться, чтобы устроить здесь настоящий храм. Внешне здание русской церкви на улице Палестро и сейчас не выделяется среди старинных особняков.

А вот внутренне пространство не позволит вам усомниться, что здесь проходят богослужения. Алтарь и арка перед ним выложены мозаикой в золотых тонах и зеленым мрамором. Белый с позолотой иконостас, увенчанный четырехконечным крестом, удалось сохранить еще с тех пор, когда церковь переезжала с места на место. Иконы на нем написаны известными русскими художниками. Так, медальоны на царских вратах принадлежат кисти самого Карла Брюллова. Храмовый образ святителя Николая создал Федор Бруни. Иконы равноапостольной Елены и великомученицы Екатерины выполнили академики живописи Иван Ксенофонтов и Павел Плешанов.

Церковь Николая Чудотворца находится в двух кварталах от главного римского вокзала Термини. Тут главное — не проскочить мимо нужного здания. Смотрите внимательней, парадный вход в особняк Чернышёвой украшает надпись «Русская православная церковь».

В начале двадцать первого века в Риме был построен еще один православный храм — во имя святой Екатерины, на территории российского посольства. В 2006 году в этой небольшой белокаменной церквушке, увенчанной голубым шатровым куполом, состоялось первое богослужение.

До храма великомученицы Екатерины придется проехать на автобусе — это несложно, даже если вы не знаете итальянского языка. Сядете у вокзала на 64 маршрут – и до конечной остановки Сан Пьетро. Правда, чтобы попасть в храм, нужно иметь специальный пропуск – территория посольства закрыта для свободного посещения. Но даже если пройти в посольский сад не удастся, не стоит огорчаться. Порадуйтесь, что вы находитесь на одном из красивейших холмов Рима — Джаниколо, прогуляться здесь – одно удовольствие!

Читайте так же:
Украсить стол на масленицу

Святой престол — освященный четырехугольный стол для совершения Евхаристии. Находится в центре алтаря храма.

Материалы: дерево, железо, мрамор

  • На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

  • Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

  • Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

Видимые элементы

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Фото Юлии Маковейчук

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен
с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

Фото Юлии Маковейчук

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

• (аналогий, налой) высокий узкий столик с наклонной верхней плоскостью, на которую кладут икону, крест или Евангелие (для чтения стоя)

• аналогий, налой, в храме или молельне небольшой высокий столик с наклонной столешницей

Читайте так же:
Что делать с старым столом

• в православной церкви: столик, на который во время службы кладутся богослужебные книги

Тест: Устройство православного храма

Ана­лой (греч. «под­став­ка под кни­гу») – высо­кий, вытя­ну­тый вверх четы­рех­гран­ный сто­лик с наклон­ным верхом.
Ана­лои укра­ша­ют­ся покры­ва­ла­ми того цве­та, какой име­ют в дан­ный празд­ник обла­че­ния духовенства.
В самом цен­тре хра­ма сто­ит цен­траль­ный ана­лой. Обыч­но на цен­траль­ном ана­лое лежит ико­на празд­ни­ка или свя­то­го, память кото­ро­го совер­ша­ет­ся. За ана­ло­ем обыч­но нахо­дит­ся боль­шой под­свеч­ник, где мож­но поста­вить све­чу «празд­ни­ку». В дру­гих местах хра­ма так­же сто­ят ана­лои, на кото­рых лежат дру­гие иконы.

По древ­ней тра­ди­ции, моля­щи­е­ся муж­ско­го пола сто­ят на пра­вой поло­вине, а жен­щи­ны – на левой.
В наше вре­мя это пра­ви­ло стро­го не соблю­да­ет­ся, но в неко­то­рых хра­мах, а так­же в мона­сты­рях ста­ра­ют­ся сле­дить за соблю­де­ни­ем тако­го порядка.
Это не зна­чит, что нель­зя захо­дить на «чужую» поло­ви­ну. Мож­но зай­ти, напри­мер, что­бы поста­вить све­чу, при­ло­жить­ся к иконам.

Апси­да – глу­бо­кая, полу­круг­лая или мно­го­гран­ная алтар­ная ниша, высту­па­ю­щая на восточ­ном фаса­де храма.

Ниж­ний ряд ико­но­ста­са назы­ва­ет­ся мест­ным: после него ряды — яру­сы — счи­та­ют­ся сни­зу вверх.

В ико­но­ста­се пра­во­слав­но­го хра­ма обык­но­вен­но име­ет­ся несколь­ко яру­сов (как пра­ви­ло, от трёх до пяти). Самый ниж­ний име­ну­ет­ся мест­ным, в нём нахо­дят­ся ико­ны Спа­си­те­ля и Божи­ей Мате­ри, а так­же того празд­ни­ка или свя­то­го, в честь кото­ро­го освя­щён храм. Вто­рой ряд, деи­сус­ный, вклю­ча­ет в себя ико­ну “Спас в силах” (то есть Гос­по­да, вос­се­да­ю­ще­го на пре­сто­ле огне­зрачне), и ико­ны пред­сто­я­щих Ему Божи­ей Мате­ри, Иоан­на Пред­те­чи, Архан­ге­лов, апо­сто­лов и дру­гих свя­тых. Тре­тий ряд, празд­нич­ный, состо­ит обыч­но из икон дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков; ико­ны чет­вёр­то­го яру­са изоб­ра­жа­ют про­ро­ков, а пято­го — праотцев.

Литур­гия в часовне по обще­му пра­ви­лу не совер­ша­ет­ся, но в осо­бых слу­ча­ях это допускается.

Цен­траль­ный вход в алтарь назы­ва­ет­ся Цар­ски­ми вра­та­ми, так как через них неви­ди­мо вхо­дит Царь Сла­вы — Хри­стос: в Свя­тых Дарах или символически.

Южны­ми и север­ны­ми (диа­кон­ски­ми вра­та­ми) назы­ва­ют­ся боко­вые вра­та, веду­щие из хра­ма в алтарь. Пра­во­слав­ные хра­мы все­гда стро­ят­ся алта­рём на восток, поэто­му вра­та спра­ва от Цар­ских назы­ва­ют­ся южны­ми, а сле­ва – северными.

Око­ло «Гол­го­фы», «кану­на» обыч­но совер­ша­ют­ся заупо­кой­ные бого­слу­же­ния: литии, пани­хи­ды, отпе­ва­ния. В этом месте так­же ста­вят све­чи за упокой.

У зна­чи­тель­ной части пра­во­слав­ных хра­мов поми­мо глав­но­го алта­ря име­ют­ся ещё и при­де­лы, освя­щён­ные в честь како­го-нибудь празд­ни­ка или свя­то­го. Обыч­но они рас­по­ла­га­ют­ся сбо­ку от основ­но­го алтаря.

Хору́гви – свя­щен­ные зна­мё­на церк­ви, с изоб­ра­же­ни­ем Спа­си­те­ля, Божи­ей Мате­ри, осо­бо чти­мых свя­тых и сюже­тов цер­ков­ных празд­ни­ков. Хоруг­ви – сим­вол побе­ды над смер­тью и диаволом.

Посре­дине хра­ма, ввер­ху на потол­ке, висит пани­ка­ди­ло, т.е. боль­шой под­свеч­ник со мно­же­ством лам­по­чек (рань­ше — све­чей). Пани­ка­ди­ло зажи­га­ет­ся в тор­же­ствен­ные момен­ты богослужения.

Пре­стол, на кото­ром неви­ди­мо вос­се­да­ет Сам Гос­подь Все­дер­жи­тель (пре­стол — место осо­бо­го Божье­го при­сут­ствия), пред­став­ля­ет собой освя­щён­ный осо­бым обра­зом стол, покры­тый обла­че­ни­ем. На нём пола­га­ют­ся анти­минс, Еван­ге­лие, напре­столь­ные кре­сты и дарохранительница.

Вдоль все­го ико­но­ста­са, перед ним, нахо­дит­ся неболь­шое воз­вы­ше­ние – солея. По солее про­хо­дят свя­щен­но­слу­жи­те­ли и цер­ков­но­слу­жи­те­ли во вре­мя опре­де­лён­ных момен­тов служ­бы. Захо­дить на солею при­хо­жа­нам не при­ня­то. Ино­гда она даже отго­ра­жи­ва­ет­ся низ­кой перегородкой.
На солее, перед Цар­ски­ми вра­та­ми име­ет­ся неболь­шой выступ – амвон. С амво­на совер­ша­ет­ся при­ча­ще­ние, чита­ет­ся Свя­щен­ное Писа­ние, про­из­но­сят­ся проповеди.

Читайте так же:
Как сделать стол исследований таумкрафт 6

Ниж­ний покров Пре­сто­ла назы­ва­ет­ся катас­ар­кой (слав. срачи́цей (сороч­кой)).

Сюжет на тему Страш­но­го Суда – одна из наи­бо­лее слож­ных ком­по­зи­ций в хри­сти­ан­ском искус­стве. В ком­по­зи­ции Страш­но­го Суда быва­ют пред­став­ле­ны темы, взя­тые, в основ­ном, из Еван­ге­лия, Апо­ка­лип­си­са, из Сло­ва Ефре­ма Сири­на, Сло­ва Пал­ла­дия Мни­ха, Жития Васи­лия Ново­го и дру­гих про­из­ве­де­ний визан­тий­ской и древ­не­рус­ской лите­ра­ту­ры. На изоб­ра­же­ни­ях Страш­но­го Суда демон­стри­ру­ют­ся кар­ти­ны кон­ца мира, послед­не­го суда над всем чело­ве­че­ством, вос­кре­се­ния мёрт­вых, сце­ны адских муче­ний и рай­ско­го бла­жен­ства. Как пра­ви­ло, фрес­ки и ико­ны Страш­но­го Суда быва­ют рас­по­ло­же­ны на запад­ной внут­рен­ней стене хра­ма, про­ти­во­по­лож­но восточ­ной, алтар­ной части, сим­во­ли­зи­ру­ю­щей Цар­ство Божие.

Из купо­лов боко­вых при­де­лов нис­хо­дят в храм све­тиль­ни­ки мень­ших раз­ме­ров, чем пани­ка­ди­ло. Они назы­ва­ют­ся поликандилами.

На Цар­ских вра­тах — так назы­ва­ют цен­траль­ный вход в алтарь — изоб­ра­жа­ют ико­ну Бла­го­ве­ще­ния — Архан­ге­ла Гав­ри­и­ла и Бого­ро­ди­цу. Цар­ские вра­та сим­во­ли­зи­ру­ют вход в рай. Дева Мария сво­им доб­ро­воль­ным согла­си­ем стать Мате­рью Хри­ста откры­ла для нас две­ри в Цар­ствие Небес­ное, запер­тые со вре­мен гре­хо­па­де­ния пер­вых людей — Ада­ма и Евы.

Поми­мо Бла­го­ве­ще­ния на Цар­ских вра­тах изоб­ра­жа­ют четы­рех еван­ги­ли­стов — апо­сто­лов Мат­фея, Мар­ка, Луку, Иоан­на. Через них Бог воз­ве­стил нам Свой Новый Завет — завет Люб­ви. Бла­го­да­ря еван­ге­ли­стам весть о вос­кре­се­нии Хри­ста ста­ла извест­на всем людям.

Так­же на Цар­ских вра­тах встре­ча­ют­ся ико­ны свя­ти­те­лей Иоан­на Зла­то­уста и Васи­лия Вели­ко­го. эти свя­тые — авто­ры ана­фо­ры — цен­траль­ной части глав­ной служ­бы — Боже­ствен­ной Литур­гии. Во вре­мя Литур­гии совер­ша­ет­ся Евха­ри­стия — глав­ное Таин­ство Церкви.

Как называется стол в церкви за которым читают молитвы

Ответ Аналой — (греч. это подставка для икон и книг), а в провославной церкви, это столик на котором во время службы в церкви распролагаются церковные книги.

Различаются трех типов: раскладной, проскинитарий и клиросный.

Раскладной — применяется чаще других, используют для чтения церковных книг.

Проскинитарий — массивный, деревянный в виде тумбы, на которую возлагается аналойная икона.

Клиросный — это массивная многогранная тумба.


Панихида занимает особое место среди заупокойных поминовений умерших. Основой заупокойной службы является поминовение почивших Христиан, окрещенных в Православии. Физическая смерть человека никоим образом не означает, что его душа нашла вечный покой. Именно по этой причине священник и прихожане молятся за душу почившего человека, ведь ее могут мучить угрызения совести о прошлых грехах, она может страдать та не найти себе места.

В православной церкви существует непреложный обычай во время панихиды приносить определенные продукты и класть их в корзину. Обычно, каждый панихидный стол содержит около себя такую корзину. Если же корзины нет, то еда кладется прямо на стол. Такой же ритуал проводится в день поминовения мертвых — Родительский субботу. Возможно пожертвования в просфорное помещение некоторого количества муки для выпечки просфор. Также можно пожертвовать свечи, кагор, лампадное масло, эти вещи необходимы для ежедневной работы церкви. Все эти предметы приносятся для осуществления пожертвования, так как мертвые, как никто другой, нуждаются в молитве и милостыни живых. Очень красивым обычаем является предоставление в панихидный день денег или другой милостыни бедным или нуждающимся. Этим снимается священник. После службы он распределяет продукты, вещи или деньги по детским домам, больницам, простым нуждающимся. Например, Родительские поминальные субботы могут принести столько милостыни, сколько достаточно, чтобы накормить один детский дом.

Читайте так же:
Jdm столик на jzx100

Сам панихидный стол еще принято называть каноном. При изготовлении Панихидные столы украшают различными помпезными узорами, а на барельеф изделия наносят изображения, взятыми с различных библейских сюжетов. Каждая церковь обязана купить панихидный стол, который наибольшим образом соответствует всем правилам Православия. Красиво оформленный стол служит не только необходимым атрибутом, но и неплохим украшением храма. Не меньшее значение имеет и крышка панихидного стола, на которой находятся подставки для церковных свечей, крест и изображения святых. Помпезно выполненное мастерами изделие, подчеркивает незыблемость религии, вызывая уважение и трепетное отношение.

Презентация на тему "Внутреннее и внешнее устройство храма и правила поведения в храме"

Презентация: Внутреннее и внешнее устройство храма и правила поведения в храме

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация «Внутреннее и внешнее устройство храма и правила поведения в храме» знакомит учеников с внешним и внутренним устройством храма. Рассмотрены разновидности храмов в зависимости от количестве глав, план храма и его внутреннее обустройство (притвор, средняя, алтарь и др.).

Краткое содержание

  • Храмы и их разновидности;
  • План храма;
  • Внутреннее устройство храма;
  • Правила поведения в храме.

Для проведения урока учителем

Содержание

Презентация: Внутреннее и внешнее устройство храма и правила поведения в храме

Внутреннее и внешнее устройство храма и правила поведения в храме

Слайд 2

Храм – это освящённое здание, в котором собираются верующие для молитвы Богу. Большие храмы крупных городов называются соборными или просто соборами. Храмы завершаются главами (куполами), увенчанными крестами — для напоминания о том, что спасение наше совершилось страданиями Господа на Кресте.

Слайд 3

Храмы могут иметь

  • 1 главу – в честь единого Бога;
  • 3 главы – в честь Святой Троицы (очень редко, такие церковные здания уникальны);
  • 5 глав – в честь Спасителя и 4-х евангелистов;
  • 7 глав – в честь 7 церковных Таинств и 7 Вселенских соборов;
  • 13 глав – в честь Спасителя и 12 апостолов;
  • 33 главы;
  • 24 главы.

Слайд 4

План храма

В своём плане храм может быть продолговатым, напоминая корабль – символ Церкви Божией. А также крест или круг.

Слайд 5

Рядом с храмовым зданием обычно находится колокольня или звонница с колоколами. Она используется для торжественного звона перед богослужением и в другие моменты.Место перед входом в храм называется папертью.

Слайд 6

Внутри храм, как правило, разделяется на 3 части

  • 1 часть от входа – притвор;
  • 2 часть – средняя – предназначена для молящихся;
  • 3 часть – восточная, отделённая от средней части иконостасом, предназначена для священнослужителей – алтарь.

Алтарь символизирует духовное Небо, рай, место особенного пребывания Божия.

Читайте так же:
Круглый стол как форма обучения взрослых

Слайд 7

Алтарь

В центре алтаря находится Престол – главная святыня храма.Это место особенно благодатного присутствия Вседержителя.Алтарь отделяется от основного пространства храма иконостасом, который состоит из 1 или нескольких рядов икон. В нём делается трое дверей. Централь, состоящие из 2-х створок,именуются Царскими вратами, потому что через них во время Божественной литургии походит Царь Славы – Христос.

Слайд 8

Иконостас

  • В самом нижнем ряду иконостаса помещаются иконы Спасителя и Божией матери. Храмовая икона с изображением святого в честь которого храм именуется.
  • Во 2-ом снизу ярусе помещаются иконы двух праздников.
  • В 3-ем ряду – иконы апостолов, ангелов и святых.
  • В 4 ряду – иконы ветхозаветных пророков.
  • В 5 ряду – иконы ветхозаветных прародителей рода человеческого.
  • Верх иконостаса венчает крест.

Слайд 9

Клирос

Возвышенное место, где поёт хор, называется клиросом.По бокам устанавливаются хоругви – особый вид знамён с иконами, носимых на длинных шестах при крестных ходах. Это символ победы христианства над язычеством.

Слайд 10

Перед иконами устанавливаются лампады – масляные светильники, а также подсвечники, на которые ставятся свечи.В центре храма ставится высокий наклонный столик – аналой. Здесь обычно располагается храмовая икона или икона ныне празднуемого церковного события.

Слайд 11

Канун

Особое место в храме отводится для поминовения усопших. Оно называется канун и представляет собой 4-х угольный столик с изображением Распятия и ячейками для поставления свеч о упокоении. Рядом столик для продуктов, которые приносят верующие в храм для пожертвований. Канун располагается в левой стороне (от входа) средней части храма.

Слайд 12

Ближе ко входу в храм находится место, где прихожане могут приобрести свечи, подать записки о здравии и о упокоении, приобрести иконы, нательные крестики, книги и др.

Слайд 13

Поведение в храме

Приходя в храм, мы часто видим на пороге храма знакомых нам людей, соседей. Они не входят туда только потому, что им незнакомы самые элементарные правила поведения в храме. Об этом пишет свои стихи игумен Виссарион из Троице-Сергиевской Лавры, легко рассказывая о совсем не простых вещах. Давайте взглянем на эти простые правила, чтобы убедиться, правильно ли мы себя ведём в храме.

Слайд 14

Памятка

Прежде чем зайти в собор,Головной сними убор,Злые мысли отгони:Не нужны тебе они.Никого не осуждай,Помощь нищему подай,Поставь свечку и потомОсени себя крестом.Богомыслие храни,Лень подальше прогони,Душой с Богом примирись,О всём мире помолись.Богомольцев не толкай,К чину в храме привыкай,Не гляди по сторонам:Не полезно это нам.Хоть старушка, хоть девица –Не посматривай на лица,Очи в землю опусти,О грехах своих грусти.Со смиреньем, как мытарь,На святой взирай алтарь,Где Дух Божий обитает,Благодатью нас питает.

Слайд 15

Слушай пение и службу,Разорви с бесами дружбу,Козни их не принимай,Слову Божию внимай.И скажу я от души:Выйти с храма не спеши,Стой на службе до конца,Слушай проповедь отца.Приложись потом к кресту,Обещанье дать христу,Что исправиться намерен,И пребудь обетам верен.Даром время не губи,Службу Божью полюби.И пока душа в груди,На молитву приходи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector