Av-gr.ru

Двери декор
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литературное чтение. 4 класс

Урок 4. «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой

На заставу богатырскую – место выезда и въезда в город; пункт.

По нарядам снарядился один или группа пограничников, выполняющих приказ на охрану границы.

Доезжал он до росстани – перекрёсток двух дорог.

Из-за камушков кремнёвеньких – тёмно-серые с металлическим блеском кристаллы которого входят в состав большинства горных пород.

Кони-лошади в булатной броне – старинная особо прочная сталь.

Засияли камни-яхонты – устаревшее название драгоценных камней.

На богатство и обзарилися – смотреть с завистью

Подстрекают, подзуживают – дразнить, подзадоривать.

Из налучника лук тугой – чехол для лука.

Из колчана калёну стрелу – снаряжение для метательного оружия, особая

сумка-чехол, в которой носились стрелы или болты.

Верста – русская путевая мера.

Погреб – заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения

Пуд – устаревшая единица измерения массы.

Ключевые слова:

Былина; поэтический текст; прозаический текст; внешний вид героя;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59
  2. Шубина Г.В., Тесты по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 4 класс.– М.: Экзамен, 2016. – С. 16-21

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Основное содержание урока:

— Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?

— Этот древнейший исконно- русский народный музыкальный инструмент — гусли.

— А как называют музыканта, играющего на гуслях? Его называют гусляр.

— С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей волшебной игрой, не оставляющей равнодушными всех, кто её слышал.

— Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?

— В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента — гусли.

— Что же такое былина?

— Кто являются главными героями былин?

— Каких богатырей вы знаете?

Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

На картине изображены три богатыря — Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – главные герои русских былин.

А кто такой богатырь? Давайте обратимся к словарю.

1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

— У этого слова не одно значение, оно многозначное.

— Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, силой, смекалкой.

— Помимо силы и ума чем еще должен обладать здоровьем физическим и духовным.

— В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?

— Что такое былина?

Что же мы будем делать сегодня на уроке?

Сколько вопросов у нас!

— Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки» в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Будем читать и анализировать былину и ответим на наши вопросы.

Былина называется «Ильины три поездочки».

Перед тем, как начнём читать, давайте обратимся к названию и подумаем, о чём это произведение.

Былина «Ильины три поездочки» о богатыре Илье Муромце, о каких-то его поездках.

А теперь приступим к чтению.

ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ

Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Думу думали, раздумывали,

По нарядам снарядилися.

Доставалось Илье Муромцу

Ехать в Западную сторону

На великий богатырский дозор.

Выезжал Илья Муромец,

Доезжал он до росстани,

Под ночной тучей западной.

Наезжал на белый камень Илья.

Из-за тучи месяц выглянул:

Прочитай вон, на камени

«Прямо ехать — убитому быть!

Влево ехать — женатому быть!

Вправо ехать — богатому быть!

Все судьбой сие предписано! »

— Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец? Давайте узнаем.

Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам себе говорит:

«Это бог с тобой, что — судьбой:

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство ненадобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть! »

Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?

— Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет и жениться ему поздно.

— О каких чертах характера это говорит?

— Это говорит о том, что богатырь смелый, решительный.

— В былине говорится о том, как Илья увидел на перепутье три надписи и, не испугавшись, выбрал дорогу, которая предвещала смерть. Богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись на камне указав, что он там был и расчистил путь.

— Кого встретил Илья на пути?

Почитайте описание разбойников.

— Обратите внимание, что в описании разбойников употребляются слова с суффиксами — еньк – ичк. Эти суффиксы придают уменьшительно-ласкательное значение, это сделано для контраста с силой богатыря Ильи Муромца.

Рассмотрите картину Васнецова «Витязь на распутье». Какой отрывок из былины подходит к картине? Перечитайте.

— Прочитайте начало былины. На что похоже начало былины? Какие произведения начинаются подобным образом?

— Былина начинается как сказка – с зачина.

-Зачином в былине (и других фольклорных произведениях), как мы знаем, называется вступительная часть, в которой определяются место действия, время действия и главный герой

— Былина называется «Три поездочки Ильи Муромца». А мы прочитали только об одной поездке. Как же так?

Дело в том, что это часть былины, её начало.

Сейчас мы прочитаем продолжение приключений богатыря, но уже в другой форме – в прозаической форме.

Перед тем, как приступить к чтению, вспомним, какие две поездки остались и предположим, какую дорогу Илья выберет во второй раз.

ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА

(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)

— Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.

Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.

— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых. Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

Читайте так же:
Кровать рикене в интерьере

— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает:

«Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».

Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична.

— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: «Прямо ездил-женатым не бывал».

— Какой третий путь остался Илье Муромцу?

— Путь, который ведёт к богатству.

— А как вы думаете, станет ли Илья Муромец богатым? Почему?

Давайте прочитаем и проверим, верны ли наши предположения.

— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.

Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».

Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

— Кого повстречал богатырь во время второй поездки?

— Как он догадался, что королевична задумала недоброе? Найдите эпизод в тексте.

— Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано».

— Что добыл Илья в третьей поездке?

-Стал Илья Муромец богатым?

— Нет, Илья Муромец не стал богатым, он отдал все деньги, которые нашёл, на строительство церквей и нуждающимся людям.

— Почему он так поступил? Как характеризует этот поступок богатыря?

— Илья Муромец честный, справедливый, щедрый человек.

-Прочитайте, как заканчивается былина?

— Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.

— На что похожа конец былины?

— Так заканчиваются сказки.

— Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики?

Как вы думаете, зачем автор включил эти элементы в былину?

— Чтобы интересно было слушателю.

— В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла?

— В волшебной сказке.

-Какой мы можем сделать вывод?

— Былины похожи на сказки

— И сказка ,и былина исходят из народа. В сказке идёт борьба добра со злом, правды с ложью, где в итоге побеждает добро и справедливость. Действия в ней развертываются в надуманных царствах, государствах с обитающими там фантастическими персонажами. В былинах таких не встретишь — это быль, историческая явь. В ней герои-старинные богатыри, совершавшие разные подвиги. Старцы древней Руси сказывали былинные, реальные истории припеваючи- под гусли.

Итак, что же общего в прочитанных произведениях? отрывках?

— Главный герой — Илья Муромец, который подъехал к камню.

— А в чем же отличия?

— В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.

Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно?

Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины — «Тут Илье навек слава и честь пошла»? Посмотрите, какие памятники Илье Муромцу стоят в городах нашей родины. Илья Муромец стал воплощением идеала

мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат

КРОВАТЬ

КРОВА́ТЬ (кра-, кара-, коро-), и, ж.пр. ед.ти и —т ѣ , тв. мн.тями и —тьми. Предмет мебели для сна, на который кладутся постельные принадлежности. В т ѣ х палатах поставлены кровати с зав ѣ сами и постели хорошия, .. каждому болящему особая кровать и постеля. Пут. Тлст. II 123. Л ѣ с онаго .. употребляется на д ѣ лание кроватей, ибо дух его отгоняет клопов. Сл. нат. ист. I 111. Висячая, разборная, дорожная .. к. Домашние уборы, а именно, канапе, дорожная кровать, стол, два стула. Гулливер II 177. | О таком предмете мебели вместе с постельными принадлежностями; ложе, постель. слыша просителей у дверей вздыхати, Должен встать не выспавшись из теплой кровати. Кнт. Сат. V 126. Со мною у тебя едино будет ложе, А попросту сказать, единая кровать, На коей ты со мной зд ѣ сь будешь ночевать. Майк. Ел. 36.

Крова́тка (кра-), и, ж. Стоит кроватка складная. ДР 29. Вреден им непом ѣ рной жар в комнатах, и излишняя теплота в их колыбелях и кроватках. Сельск. леч. 684.

Крава́тушка, и, ж.Фольк. Ты краватушка моя, Ты тесовая моя, Не крепко склеена. Члкв Песни 626.

Крова́тища (САР 1 ), и, ж. и Крова́тище (Нрд.), а, ср.

Крова́тный (кра-, -ой), ая, ое. Ножка у кровати, кроватная. ВЛ 612. Для шерстяных, лоскутных, счепяных, кроватных, тележных и других тому подобных лавок .. отвести два м ѣ ста за городом. ПСЗ XXI 737.

Читайте так же:
Высота розеток прикроватных тумбочек
Смотреть что такое КРОВАТЬ в других словарях:

КРОВАТЬ

КРОВАТЬ, -и, ж. Предмет мебели для спанья — длинная рама с ножками идвумя боковыми спинками, на к-рую кладут матрас и постельные принадлежности.Деревянная к. Двуспальная к. Раскладная к. II уменьш. кроватка, -и, ж.Детская к. II прил. кроватный, -ая, -ое. смотреть

КРОВАТЬ

кровать ж. Предмет мебели, предназначенный для того, чтобы спать.

КРОВАТЬ

кровать ж.bedstead; (с постелью) bed детская кровать — cot, crib походная кровать — camp-bed складная кровать — folding bed двуспальная кровать — doubl. смотреть

КРОВАТЬ

кровать См. ложе, постель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. кровать ложе, постель; койка; мебель, станок, шлямка, шконцы, кроватища, сексодром, траходром, сексопильня, кроватка, термокроватка, кроватишка, лежанка, одр, топчан Словарь русских синонимов. кровать сущ. • койка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. кровать сущ., кол-во синонимов: 22 • амфикефаль (1) • кимарка (1) • койка (10) • кроватишка (2) • кроватища (1) • кроватка (8) • лежанка (14) • ложе (12) • мебель (87) • одр (4) • подматрасник (1) • постель (14) • раскладушка (13) • сексодром (2) • сексопильня (2) • станок (56) • термокроватка (2) • топчан (7) • траходром (3) • шконка (3) • шконцы (3) • шлямка (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: амфикефаль, койка, кроватишка, кроватища, кроватка, лежанка, ложе, мебель, одр, подматрасник, постель, сексодром, сексопильня, станок, термокроватка, топчан, траходром, шконка, шконцы, шлямка. смотреть

КРОВАТЬ

В С. эта лексема употреблена дважды: «Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, — рече, — чръною паполомою на кроваты тисовѣ» (С. 23); «. а самъ (Изяслав) подъ . смотреть

КРОВАТЬ

Кровать (2) 1. Ложе: Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече, чръною паполомою на кроваты тисовѣ. 23. [А самъ (Изяслав) подъ чрълеными щиты на кровавѣ тра. смотреть

КРОВАТЬ

28 Кровать (2) 1. Ложе: Си ночь съ вечера одѣвахуть мя, рече, чръною паполомою на кроваты тисовѣ. 23. [А самъ (Изяслав) подъ 29 чрълеными щиты на кр. смотреть

КРОВАТЬ

— мебель, предназнач. для сна. Первое упоминание в России — в "Слове о полку Игореве". Прообразом К. в России были полати — широкие нары, расположенные под потолком между печью и противоположной стеной, а также широкие лавки и сундуки. В царствование Алексея Михайловича "про государев обиход. по указу из-за моря будет вывезена к Архангельскому городу. кровать большая". Еще в начале 18 в. К. были исключит. редкостью, и тем любопытнее наличие примерно 30 К. в Ораниенбаумском дворце А. Д. Меншикова. В Москве и Петербурге К. повсеместно распространяются к сер. 18 в. — тогда их изготовляли короткими (спали сидя). В провинции, в среде ср. купечества, мещан и богатых крестьян, К. становится постоянным предметом обихода не ранее сер. 19 в. Здесь К. стала показателем достатка и благополучия, К. и спальные принадлежности являлись осн. приданого невесты и предметом особой ее заботы. Обычно кровати выполнялись из дерева. Их декор. убранство соответствовало вкусам хозяев и стилю эпохи, но долговечные К. передавались по наследству и служили особым знаком преемственности. <p дворцовых апартаментах спальня была последним помещением жен. половины парадной анфилады. К., находившаяся здесь, была предметом искусства, ее пышный декор имел сложное аллегорич. значение, она увенчивалась балдахином (напр., в спальне дворца в Павловске). Для помещения К. в спальнях устраивалась спец. ниша — альков. При этом в рабочем кабинете хозяина часто находился диван для сна. Имп. Павел I, Александр I, Николай I обычно спали на походных раскладных К. Особенно характерна спальня Александра I в Екатерининском дворце Царского Села: он поставил походную, скромно застел. К. в альков парадной Растреллиевской спальни имп. Елизаветы I. </p><p начиная с сер 18 в., закрытых уч. заведений, больниц, богаделен, затем — казарм и т. д. потребовало разработки прочных, дешевых и гигиенич. К. Даже императрицы занимались этим вопросом: в дек. 1796 г. Мария Федоровна, приняв главноначалие над закрытыми уч. заведениями, указала заменить веревочные сетки в дерев. К. воспитанниц досками для улучшения осанки девочек и регламентировала спец. позу для сна: на спине, руки поверх одеяла, применявшуюся затем на протяжении б. 100 лет. С сер. 19 в. получают широкое распространение металлич. К. с сеткой (1-ю подобную К. из гнутых медных труб изготовил в Англии в 1831 Р. Вайнфильд). Металлич. К. из железа и стали становятся массовой мебелью в России к кон. 19 в. и широко используются в течение почти 100 лет. С 1950-х гг. в Советском Союзе (отчасти из-за отсутствия особых комнат для сна и общей тесноты помещений в жилых квартирах) получают широкое распространение диван-кровать и кресло-кровать с убирающейся постелью. В совр. интерьере К. фактически потеряла структурообразующее значение.</p>. смотреть

КРОВАТЬ

В тексте ВЗ употребляется большое количество слов, связанных с понятием "ложе". Бедные люди спали на полу, укутываясь в верхнюю одежду (Исх 22:26). Про. смотреть

14. Три поездки Ильи Муромца

Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. Хорош был у старого добрый конь, его маленький Бурушка-Косматушка. Хвост у Бурушки трех саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей. Он броду не искал, перевозу не ждал, одним скоком он реки перескакивал. Он старого Илью Муромца сотни раз от смерти спасал.

Не туман с моря подымается, не белые снега в поле белеются, едет Илья Муромец по русской степи. Забелелась его головушка, его кудрявая бородушка, затуманился его ясный взор.

— Ах ты, старость, ты, старость старая! Застала ты Илью в чистом поле, налетела черным вороном! Ах ты, молодость, молодость молодецкая! Улетела ты от меня ясным соколом!

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит

Подъезжает Илья к трем дорожкам, на перекрестке камень лежит, а на том камне написано: «Кто вправо поедет — тому убитым быть, кто влево поедет — тому богатым быть, а кто прямо поедет — тому женатым быть».

Призадумался Илья Муромец:

— На что мне, старому, богатство? Нет у меня ни жены, ни деточек, некому цветное платье носить, не кому казну тратить. Поехать мне разве, где женатому быть? Да на что мне, старому, жениться? Молодую взять мне не годится, а старуху взять, так на печи лежать да кисель хлебать. Эта старость не для Ильи Муромца. Поеду-ка я по той дорожке, где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!

Читайте так же:
Диван кровать николетти ами мебель схема сборки

И поехал он по дороге, где убитому быть.

Только он отъехал три версты, напали на него сорок разбойников. Хотят его с коня стащить, хотят его ограбить, до смерти убить. А Илья головой качает, приговаривает:

— Эй вы, разбойнички, вам убить меня не за что и ограбить у меня нечего. Только и есть у меня кунья шубка в пятьсот рублей, соболиная шапка в три сотенки, да узда в пятьсот рублей, да седло черкасское в две тысячи. Ну, еще попона семи шелков, шита золотом да крупным жемчугом. Да меж ушами у Бурушки камень самоцвет. Он в осенние ночи как солнце горит, за три версты от него светло. Да еще, пожалуй, есть конь Бурушка — так ему во всем мире цены нет. Из-за этакой малости стоит ли старому голову рубить?!

Рассердился атаман разбойников:

— Это он над нами насмехается! Ах ты, старый черт, седой волк! Очень много ты разговариваешь! Гей, ребятушки, рубите ему голову!

Соскочил Илья с Бурушки-Косматушки, хватил шапку с седой головы да и стал шапкой помахивать: где махнет — там станет улица, отмахнется — переулочек.

За один взмах десять разбойников лежат, за второй — и двадцати на свете нет!

Взмолился атаман разбойников:

— Не побей нас всех, старый богатырь! Ты бери с нас золота, серебра, платье цветное, табуны коней, только нас живыми оставь!

Усмехнулся Илья Муромец:

— Кабы брал я со всех золотую казну, у меня были бы погреба полные. Кабы брал я цветное платье, за мной были бы горы высокие. Кабы брал я добрых коней, за мной гнали бы табуны великие.

Говорят ему разбойники:

— Одно красное солнце на белом свете — один на Руси такой богатырь Илья Муромец! Ты иди к нам, богатырь, в товарищи, будешь у нас атаманом!

— Ой, братцы разбойники, не пойду я к вам в товарищи, да и вы расходитесь по своим местам, по своим домам, к женам, к деткам, будет вам у дорог стоять, проливать кровь невинную!

Повернул коня и ускакал прочь Илья. Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку — убит не был!"

— Ну, поеду теперь, где женатому быть!

Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко рас крыты ворота серебряные, на воротах петухи поют. Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему на встречу двенадцать девушек, среди них королевна-красавица.

— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!

Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье меду слад кого, вина заморского, жареных лебедушек, калачей крупитчатых. Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:

— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.

Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идет и думает:

— Неспроста она со мной ласкова: что королевич- не простой казак, старый дедушка. Видно, что-то у нее задумано.

Видит Илья, что у стены стоит кровать точеная-золоченая, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.

Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный,- туда и свалилась королевична.

— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!

— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, а ходы в погреба покажем тебе.

Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба: они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидит сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.

Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!

Говорит Илья королям и богатырям:

— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.

Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову.

А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: «Прямо ездил — женатым не бывал».

— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть. Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: «Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть».

Принатужился Илья, уперся ногами, по колена в землю ушел, поддал могучим плечом — свернул с места камень.

Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!

Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повез ee в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.

Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стер надпись старую, надписал надпись новую: «Влево ездил — богат не бывал».

Суффиксы прилагательных

1. Суффикс -ив- несет на себе ударение: ленивый, правдивый, за исключением слов милостивый и юродивый. В безударном положении пишется суф- фикс -ев-: боевой, сиреневый. В суффиксах -лив- и -чив- (производных от -ив-) пишется и: заботливый, заносчивый. 2. После твердых согласных пишутся суффиксы -ое-, -оват-, -овит-; после мягких согласных — суффик- сы -ев-, -еват-, -евит-. 3. В прилагательных на -чий, образованных от су- ществительных на -шка, перед ч в безударном поло- жении пишется е, под ударением — а: лягушечий, лягушачий. 4. Для различения написаний прилагательных типа дощатый, брусчатый следует иметь в виду, что бук- ва щ пишется в тех случаях, когда обозначаемый ею звук целиком относится к одной морфеме: доск-а — дощ-ат-ый (ск чередуется с щ; ср.: воск — вощ-ан-ой, плоск-ий — площ-е). Но: брус-ок — брус-чат-ый (сохраняется написание корня). Если в производящей основе перед суффиксом -к- стоят буквы з, с, зд, ш, то они сохраняются, а к че- редуется с ч: веснуш-чат-ый -*- веснуш-к-а, бо- розд-чат-ый «- борозд-к-а. 5. Перед суффиксом -чат- конечное ц основы заме- няется т: крупит-чат-ый <- крупиц-а. 6. Конечные согласные основы д и т перед суффик- сом -ск- сохраняются: волгоградский *- Волгоград, светский *- свет. После конечных согласных осно- вы к, ц, ч суффикс -ск- упрощается в -к-, причем к и ч основы меняются на ц: немецкий *- немец, ткацкий *- ткач. Некоторые прилагательные со- храняют перед -ск- конечные согласные к и ч осно- вы: узбекский «- узбек, угличский *- Углич и др. 7. В прилагательных, образованных от географиче- ских названий с основой на -ц, пишется: 1) -ц-ск-ий, если перед ц стоит согласная (кроме ц): пфальцский *- Пфалъц; 2) -ц-к-ий, если перед ц стоит гласная: торопецкий *- Торопец. Исключения: грацский *- Грац, мецский <- Мец; 3) -цц-к-ий, если перед ц стоит тоже ц: абруццкий *- Абруццо. 8. Если основа иноязычного слова оканчивается на -ск, то перед суффиксом -ск- первое к опускается: сан-фран- цисский «- Сан-Франциско, этрусский *- этруск. Исключения: баскский *- баск, оскский <- оски. 9. Если основа оканчивается на -ее, то суффикс -ск- теряет с, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся: черкасский *- Чер- касс-ы. 10. Русские географические названия на -ск образу- ют прилагательные без помощи суффикса -ск-: Томск -»- томский. 11. С суффиксом -ск- образуются относительные прилагательные: белорус -* белорусский, абхазы ->- абхазский. Если основа существительного оканчивается на -с с предшествующей согласной, то при образовании прилагательного с суффиксом -ск- одно с опуска- ется: уэльский *- Уэльс. Но: даугавпилсский *- Даугавпилс и др. 12. С суффиксом -к- образуются качественные при- лагательные: низкий, низок «- низ. 13. Если основа существительного оканчивается на -нь или -рь, то перед суффиксом -ск- буква ь не пи- шется: рязанский *- Рязань, рыцарский <- рыцарь. Исключения: 1) прилагательные, образованные от названий месяцев на -нь и -рь: июньский, сентябрь- ский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский (но: январский); 2) выражение день-деньской; 3) при- лагательные, образованные от некоторых ино- язычных географических названий (сычуаньский, тянъ-шанъский и др.). 14. В словах, образованных от основ на -к, -ц, -ч, пе- ред суффиксом -н- или перед суффиксами, начи- нающимися с н, пишется ч: конечный, конечно *- конец. Так же пишутся женские отчества, образованные от мужских отчеств на -ич: Никитична *- Никитич. В отдельных словах пишется иш: двурушник и др. В словах, образованных от основ на -х, перед суф- фиксом -в- пишется ш: золотушный *- золотуха. 15. Два н (нн) пишется в суффиксах -онн-/-енн-: ревизионный, производственный, а также на стыке основы на -н и суффикса -н-: имен-н-ой, сон-н-ый. Одно к пишется в суффиксах -it»-: лебединый и -ан-/ -ян-‘, ржаной, конопляный. Исключения: дере- вянный, оловянный, стеклянный. С одним н пишутся прилагательные багряный, ветреный (но: безветренный), зелёный, пряный, пьяный, рьяный, румяный, свиной, синий, юный. 16. Прилагательные обычно образуют уменьшитель- но-ласкательную форму при помощи суффикса -енък-. Но прилагательные с основой на -г, -к, -х обра- зуют указанную форму с суффиксом -оньк-: высо- конький, тугонький или имеют параллельные фор- мы: лёгонький — лёгенький, мяконъкий — мякенъ- кий, плохонький — плохенький. 17. Прилагательные, образованные от географиче- ских названий на -ы/-и и -а/-я, оканчиваются на -uBCKitu: Грязи — грязинский, Балашиха — бала- шихинский. Исключения: Пенза — пензенский, Пресня — пресненский. Прилагательные от названий на -ы/-и и -а/-я, образованные от слов с «беглым» е перед конеч- ным н основы, оканчиваются на -енскии: Ливны — ливенский. Прилагательные, образованные от названий дру- гих типов, оканчиваются на -енскии: Заречье — за- реченский.

Читайте так же:
Ткань над кроватью как называется

86. Образуйте прилагательные с суффиксами -ев-, -ив-, -лив-, -чив- от данных слов.

Вдуматься, гуж, доверять, дождь, жалость, зависть, ключ, край, милость, непоседа, обжора, плюш, совесть, соя, строй, уживаться, услуга, уступать.

87. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Виноватый, век..вой, дар..витый, дел..витый, мех..вой, ноздр..ватый, плод..витый, род..витый, угр..ватый. 2. Глянц..витый, камыш..вый, кольц..вой, ку- мач..вый, молодц..ватый, рыж..ватый, свинц..вый, тен..вой. 3. Кош..чий, кукуш..чий, старуп. чий.

88. Образуйте прилагательные с суффиксом -чат- (-ат-) от данных существительных.

Бревно, веснушка, взрыв, доска, колено, ресница, ступень, узор, черепица.

89. Прочитайте пары слов. Объясните различное напи- сание выделенных букв и буквосочетаний.

Гуща — веснушчатый; клейщик — перебежчик; лошина — мужчина; ниыая — писчая (бумага); продаем — с чаем; хвойник — извозчик; хлещет — хлёстче; иётка — счёт; щёткой — с чёткой (звукозаписью); щи — считать.

90. Образуйте прилагательные с суффиксом -ск- от данных существительных.

1. Горняк, город, молодец, пират, приход, рыбак, свет, слобода, таджик, флот, швед. 2. Дамаск, Елец, Констанца, Курск, Майнц, Минск, Ницца, Одесса, Омск, Спасск, Тарту.

91. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Астраханская сельдь, бли..кое расстояние, бога- тыр..кое здоровье, ве..кие доводы, вя..кая почва, га- ван..кий люд, дер..кий ответ, звер..кое обращение, кав- ка..кие языки, Казанский университет, кирги..кие сте- пи, кон..кая упряжь, матро..кий костюм, ни..кий уровень, ноябр..кие дожди, Рейм..кий собор, ре..кий тон, сентябр..кий день, сибир..кие морозы, сколь..кий путь, у..кая полоса, францу..кий язык, черке..кая шап- ка, январ..кая стужа.

92. Образуйте прилагательные с суффиксом -н- от данных существительных.

Балалайка, воздух, горчица, гречиха, молоко, пряник, пустяк, скука, суматоха.

93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Було..ная, городе..ник (‘игрок в городки’), гор- чи..ник, двуру..ник, лото..ник (‘продавец с лотка’), ло- то..ник (‘игрок в лото’), набалда.-ник, нау..ники (к ухо), пере..ница, праче..ная, скворе..ня, яи..ница. 2. Анна Ильини..на, Вера Савви..на, Зоя Лукини..на, Надежда Кузьмини..на, Нина Фомини..на.

94. Перепишите, вставляя н или нн в прилагательные. Разберите прилагательные по составу.

Багря..ый закат, бесчисле..ое множество, глиня..ая посуда, дискуссио..ый вопрос, дли..ая очередь, дро- вя..ой склад, журавли..ое гнездо, зеле..ая лавка, зем- ля..ой пол, каме..ый дом, карма..ые часы, карти..ая га- лерея, клюкве..ое варенье, кожа..ая куртка, кон..ый плуг, лед..ой покров, моното..ые звуки, недюжи..ые спо- собности, оловя..ые солдатики, осе..яя погода, песча..ая отмель, племе..ой скот, подли..ое искусство, полотня..ое бельё, румя..ые щёки, сви..ая туша, серебря..ая ложка, соломе..ая подстилка, тума..ое утро, урага..ый ветер, це..ое изобретение, чугу..ая ограда, ю..ые натуралисты.

95. Образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -ан-/-ян-, -ин-, -онн-/-енн- от данных существительных.

Авиация, болезнь, бритва, весна, воробей, голубь, гусь, дерзновение, дивизия, единство, жатва, змея, клятва, комиссия, листва, лошадь, масло, мгновение, мужество, обед, обыкновение, окно, оппозиция, орёл, осёл, пламя, реакция, родство, семя, сессия, соболь, соловей, соль, стекло, телефон, торжество, традиция, утка, утро, фракция, хозяйство, чувство, шерсть, ястреб.

Читайте так же:
Как сдать кровать обратно в икею

96. Перепишите, вставляя н или нн в прилагательные. Объясните различие в написании слов, составляющих пару.

Бара..ий — ра..ий; были..ый — грачи..ый; голу- би, .ый — глуби..ый; кероси..ый — крыси..ый; кури..ый — стари..ый; льви..ый — ДИКОБИ..ЫЙ; песча..ый — коча..ый; петуши..ый — ши..ый; СОБИ..ЫЙ — ви..ый; стру..ый — Ю..ЫЙ.

97. Перепишите, вставляя н или нн. Разберите существительные по составу.

Бессребре..ик, восьмигра..ик, гости..ица, гриве..ик, дровя..ик, дружи..ик, изме..ик, имени..ик, ко..ица, ко- нопля..ик, коре..ик/крупе..ик, листве..ица, мали..ик, моше..ик, нефтя..ик, песе..ик, песча..ик, племя..ик, пле..ик, ПОДЛИ..ИК, подоко..ик, покло..ик, предба..ик, путешестве..ик, пшё..ик, родстве..ик, ряби..ик, сезон..ик, серебря..ик, собстве..ик, совреме..ик, соплеме..ик, сторо..ик, стра..ик.

98. Образуйте прилагательные с суффиксом -оньк-/ -еньк- от данных слов. Образец: тугой — тугонький; старый — старень- кий.

Высокий, глубокий, добрый, лёгкий, мягкий, новый, пегий, плохой, рыжий, синий, строгий, сухой, тихий, убогий, упругий, хороший.

99. Прочитайте данные прилагательные. Объясните написание выделенных гласных.

Грозненский (Грозный); ельнинский (Ельня); жизд- ринский (ЗКиздра); коломенский (Коломна); мытищин- ский (Мытищи); охтинский (Охта); пензенский (Пенза); песоченский (Песочная); пресненский (Пресня); роменский (Ромны); сочинский (Сочи); химкинский (Химки); ялтинский (Ялта).

100. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Она была постарше, но столь же ветре..а, как и её барышня. (П.) 2. На них явились вместо прежних за- пачканных сапог сафья..ые красные. (Г.) 3. На нём был офицерский сюртук и черке..кая мохнатая шапка. Смуг- лый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавка..ким солнцем. (Л.) 4. Есть в светлости осе..их ве- черов умильная таинстве..ая прелесть. (Тютч.) 5. Капи- тан только прищурил свои оловя..ые глаза. (Т.) 6. Ты рья..ый чтец, но критик дикий. (Н.) 7. Ночь была тём- ная, тёплая и безветре..ая. (М. Г.) 8. Блестит на солнце серебря..ая струя. (Пис.) 9. Это был мальчик усидч..вый и серьёзный, на переменах он ходил одинокий, за- думч..вый. (Кор.) 10. На небе уже стоял тонкий сереб- ря..ый серп молодого месяца. (Купр.) 11. Я вынул из футляра щегольское бекаси..ое ружьё. (Пришв.) 12. По степи неслись крики перепелов и медвя..ые запахи ско- шенных трав. (Сер.) 13. Тесть постукивал по лубя..ой табакерке. (А. Т.) 14. Я украдкой пробирался в кладо- вую, наполненную всякими дикови..ыми товарами. (Гл.) 15. Время от времени мы откачивали воду берестя..ым ковшом. (Аре.) 16. На дворах курился навоз, перепол- няя воздух крепким и пря..ым запахом. (Эр.)

101. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Толпа задрожала в приветстве..ых восторгах. (Фурм.) 2. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертве..ую дымку. (Фад.) 3. На стенах столовой висели звери..ые головы. (Н. О.) 4. Листницкий вышел из вагона на каком-то безымя. .ом полустанке. (Ш.) 5. Охотники от- ложили морж..вый промысел и вместе с женщинами тас- кали необычные грузы. (Сём.) 6. Вместе с мальчиками удил рыбу вихрастый весну..атый милиционер. (Паустп.) 7. Я сидел на дереве, у края овся..0го поля. (С.-М.) 8. Свой козли..ый кожушок он туго перепоясал солдат- ским ремнём. (Горб.) 9. Гусь степе..ый в луже моет свой гуси..ый красный Нос. (Исак.) 10. ЭКестя..ая лампа скупо освещала край скатерти. Сквозь маленькое, за- тянутое льдом оконце, прочертив на чистом глиня..ом по- лу голубую дорожку, пробивался лу..ый свет. (Закр.) 11. Не смять богатырскую силу.(Сурк.) 12. Дворянчик, сух..нький и жидкий, читает немцам документ. (Сим.) 13. Заходит продавец из соседней зеле..6й лавки. (Пол.) 14. Приятна солнца утре..яя весть и полотенце свежестью льня..ою. (Щип.) 15. С шумом распахнулась входная дверь, вошла девушка в кожа..ой куртке. (Аж.) 16. Эх, суко..ая, казё..ая, вое..ая шинель, — у костра в лесу прожжённая, отме..ая шинель. (Те.) 17. Между бортом парохода и каме..ой стеной причала медленно расширя- лась чёрная полоса. На ней плавали оранжевые неф- тя..ые пятна. (Чак.) 18. Услужл.-вый дурак опаснее врага. (Поел.)

102. (Повторение.) Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Однажды осенью 18. года после неудачной охоты и двадцативёрс..ного перехода я почувствовал себя сильно утомлённым. Однако к вечеру я добрался бы домой, если бы чрезвычайно мелкий и на редкость неприятный ле- дя..ой дождь не заставил меня искать где-нибудь побли- зости време..ого убеж..ща. С зам..рающим сердцем, ис- кус..но балансируя, переш..л я по раскачивающемуся до..атому настилу мост..ка через вздувшуюся реч..нку и вышел на ис..кус..твен..ую песча..ую насыпь, исчезав- шую вдали в прибрежном кустарник.. . Я рассчитывал встретить на берегу кого-нибудь из мес..ных жителей, но рас..четы мои не оправдались. На берегу нигде не было ни души. Пораздумавши, я, огорченный неудач..и, решил, не торопясь, брести по направлению к дому, втайне всё-та- ки надеясь приютиться в какой-нибудь деревен..ке. По- ка я соображал, медле..о продвигаясь вперёд по че- ре..чур щедро усыпанной галькой дорожк.. , в какую сторону и..ти дальше, глазам моим внезапно представил- ся ни..кий шалаш..к возле поля, засеянного горохом. Он был отнюдь не далеко. Когда я подош..л к шалашу и за- глянул через полотня..ую занавеску внутрь его, то уви- дел дряхлого старичка, который сидел на корточках и, держа в руках мяк..нький кусоч..к хлеба, торопливо пе- реж..вывал суш..ную горош..нку, прич..м беспрестанно перекидывал её то за правую, то за левую щ..ку. Он до того был погружен в своё бессмысленное занятие, что не заметил моего пр..хода, и, когда я спросил, как добрать- ся до ближайш..го селения, сначала никак не мог понять меня. Потом он всё же указал мне дорогу. Я пош..л через оси..овую рощу и с трудом добрался до села. Ещ.. издали сквозь частую сетку дождя заметил я одну избу. У неё была тесовая крыша, глиня. .ая штука- турка и оцинкованные водосточные трубы. Туда и напра- вил я свои шаги. В сопровождена. продрогшей легавой собаки взош..л я на крылечко и отв..рил невысокую дверь в сени. К неописуемому моему удивлению, увидел я дли..ые столы, заваленные бумагами, забрызганные жестя..ые чернильниц.. , оловя..ые песочниц., и дли..ейшие гуси..ые перья. Вдоль одной из стен стоял кожа..ый диван и два дере- вя..ых стула. В соседней комнате заскрипела кровать, и вслед за тем вош..л человек лет пятидесяти пяти, с бы- ч..ей шеей, с необыкновенно лоснящимися щеками и слипавшимися сон..ыми глазами. Па нём был лёг..нький пиджач..к и брюки из ч..ртовой кожи. Он от- рекомендовал себя приказ..иком мес..ного помещ..ка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector