Av-gr.ru

Двери декор
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок по обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием технологии деятельностного метода. Тема; Звук л и буква Л

Урок по обучению грамоте детей дошкольного возраста с использованием технологии деятельностного метода. Тема: "Звук [л] и буква Л"

Конверт с запиской от “Инопланетянина”, картинка с изображением предметов (лук, облако, лопата, иголка, кот) для чтения слов по первым звукам.

Индивидуальные карточки с буквой Л на каждого ребёнка, карточки со слогами для чтения слова “молодцы”, детская мебель (стол, стул), азбуки, пеналы на каждого ребёнка, карточки с одеждой и конверты с нарисованными на них шкафами (для деления слов на слоги), ребусы для каждого ребёнка, буквы (гласные, согласные), кружочки красного и синего цветов.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на игровую деятельность.

– Ребята, какое сегодня замечательное утро!

– Покажите это! Улыбнитесь друг другу. А вы любите играть?

– Посмотрите внимательно, кажется, кто-то прилетел к нам в гости, какой-то интересный человечек.

– А что у него в руках? Какой-то яркий конвертик, наверное, это для нас с вами.

– Хотите посмотреть, что там внутри?

– Помогите мне его открыть. Здесь что-то есть. Что же тут написано? “Дорогие ребята, я не могу добраться до вас, меня окружают какие-то красные и синие квадратики, подскажите мне, что это такое?”

2. Актуализация знаний детей

Тренировать мыслительные операции, речь.

– Ребята, вы догадались, что за синие и красные квадратики окружают человечка? (Это гласные и согласные звуки).

– А как, ему разобраться которые гласные, а какие согласные звуки?

(Сначала надо произнести звук. Когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит изо рта свободно, не встречая препятствий, а когда произносим согласные воздух встречает преграду в виде языка и губ.) А хотите посмотреть в каких квадратиках запутался инопланетянин?

(Игра “Гласные и согласные звуки”)

Ход игры: взрослый называет звук, дети на слух определяют гласный это звук или согласный и занимают домик данного звука, взрослый уточняет, как определил это ребёнок.)

3. Затруднение в игровой ситуации

Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания.

– Здесь зашифровано имя человечка.

(На листе бумаги нарисованы картинки: лук, облако, лопата, игла, кот).

– Попробуйте прочитать. ( Дети перечисляют названия картинок, каждый придумывает своё имя)

– У нас получились имена: Лук, Облако, Лопата

– А мы до этого делали с вами такие задания? (Нет)

– А в чём вы затрудняетесь?

– А что у нас есть для того, чтобы прочитать это слово? Буквы есть? ( Нет, есть только картинки)

– А вы сможете назвать какой первый звук в первой картинке? ( Называют) – А теперь кто-нибудь догадался, как прочитать имя человечка? (Спрашивается затруднение каждого ребёнка) (Мы не знаем, как прочитать имя, нам нужна подсказка)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи: Познакомить со звуком Л, с буквой Л

(Чтобы прочитать имя человечка, надо определить первые звуки в словах). (Звуки Л, О, Л, И, К) Получается слово Лолик.

– Проверяем, правильно ли вы прочитали. Читают, анализируют слово хором.

– Как зовут человечка? (Лолик)

а) Характеристика звука “л”

– А какой первый звук в слове Лолик? (Звук Л)

– А какой он? (согласный, твёрдый)

А как вы догадались, что он согласный?

(Когда мы его произносим, нам мешает язычок, он “толкается в верхние зубки”).

– А вы ничего странного у Лолика не замечаете? (части тела состоят из букв)

– Какие это буквы? (называют)

– А какая буковка у него на голове? (Л)

– Значит, с какой буквой мы будем знакомиться? ( С буквой Л)

– А какой звук нам поможет? ( Звук Л)

– А вы догадались, какая сегодня тема нашего занятия? (звук и буква Л)

5. Введение нового знания в систему знаний

– закрепить умение составлять схемы слов, деление слов на слоги;

– закрепить умения детей проводить звуковой анализ и синтез слов (СТОЛ-СТУЛ);

– закрепить умение составлять предложения из слов;

– Для вас Лолик принёс эту буковку, давайте сядем за столы и рассмотрим её.

– На что она похожа? (на шалаш, на крышу, на “А” без палочки)

– А теперь обведём её пальчиком, а потом заштрихуем в том направлении, как показывает стрелка.

б) Чтение слогов с буквой Л

– Лолик внимательно наблюдал за вами и прислал какое-то послание на лунном языке.

– Давайте его почитаем (хором)

– А что это означает?

– Это значит молодцы!

– А кто из вас произнесёт это слово радостно?

– А грустно? – А кто вопросительно? – А кто громко?

в) Деление слов на слоги – Ребята, Лолик говорит, что он прилетел к нам. Чтобы познакомиться с предметами, с вещами которые нас окружают. – Давайте расскажем ему о них. – У вас на столах картинки, назовём их (носки, платье, платок, шарф, колготки, брюки, майка, фартук, юбка, шуба, шапка). – А их можно назвать одним словом? (одежда) – А куда мы вешаем одежду? (в шкаф)

– Вот перед вами 3 шкафа, внимательно посмотрите на них, что вы видите?( у одного шкафа одна дверца, у другого 2, у третьего 3)

– Одежду, в названии которой один слог мы “повесим” в шкаф с одной дверцей, два слога-2 дверцы, 3 слога -3 дверцы.

(Опускают картинки в шкафы)

– У кого из вас встретилась одежда со звуком “Л” (ответ ребёнка)

– Лолик всё понял про нашу одежду. А теперь он хотел бы узнать о других предметах.

– Давайте назовём предметы мебели, где встречается звук “л” ( стол, стул), (выставляется кукольная мебель)

– А для чего он нужен? (за ним кушают, сидят)

– А сколько слогов в слове стол? (1)

– А сколько звуков? (4)

– Какой первый звук? (“с”)

– Он какой? (согласный, твёрдый, глухой)

– Второй звук? (“т”, согласный, твёрдый, глухой)

– Третий звук? (“о”, гласный)

– Последний звук? (“л”, согласный, твёрдый)

– Составим схему слова из фишек.

– А теперь откроем кассы, достанем буквы (о, л, т, с), составим из них слово.

– Какое слово получилось? (стол)

– А в слове стул будет такая схема? (да)

– А как слово стол превратить в стул? (поменять букву о на букву у)

– Как назвать одним словом стол и стул? (мебель)

– Вот Лолик и о нашей мебели всё знает.

д) Физминутка.

– Ребята, а давайте сейчас покажем Лолику наши земные игры. Игра называется “Гласные и согласные” (дети приглашаются на коврик, где раскиданы кружочки красного и синего цветов, обозначения гласных и согласных звуков. Дети разбегаются по залу, ведущий раздаёт буквы, после слов “ Раз, два, три, домик свой займи”, дети должны занять свои домики, кто не успел занять домик называет слово на букву, которую держит в руках.)

е) Игра “Рассыпанные слова” ( составление слов из слогов) – А теперь расскажем Лолику о продуктах, о еде. – У вас на столах карточки со слогами, внимательно прочитайте все слоги , попробуйте составить из них слова.

– Какие слова у вас получились? ( мо-ло-ко, са-лат, лап-ша, бул-ка, кол-ба-са)

– Во всех словах встречается буква Л.

ж) Анализ словесного состава предложения.

Игра “Живые предложения” -А теперь Лолик хотел бы познакомиться со зверями наших лесов, в названиях которых встречается звук “л”

– Назовите их. (Лось, белка, волк)

– А теперь составим из этих слов предложения.

(Лось спит под деревьями. Белка грызёт орешки. Волк живёт в логове. Белка делает запасы на зиму. Белка живёт в дупле.)

(Дети обозначаются словами, например, один ребёнок – белка, другой – грызёт, третий – орешки, дети выходят вперёд и выстраиваются в предложение, а остальные делают анализ этого предложения, какое слово первое, второе, какое третье, сколько слов в предложении, с какой буквы пишется предложение)

6. Итог.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

– Вот мы и поиграли. Вам понравилось? Какие игры вызвали у вас затруднение? С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какую букву привёз нам Лолик? А с кем бы вы хотели встретиться в следующий раз? Скажем Лолику “До свидания”.

Поиск ответа

Для выполнения этого задания нужно обратиться к словарям. Омонимы даны в толковых словарях в виде отдельных статей, а значения многозначных слов приводятся в одной статье. Очень просто!

Вопрос № 264481

Ответ справочной службы русского языка

Словари фиксируют такой пред икатив — «лишне». Ошибки нет.

Вопрос № 264470

Ответ справочной службы русского языка

Трудно пред ставить официальный контекст, в котором было бы уместно это сочетание. Хотя ошибочным его назвать нельзя.

Вопрос № 264469

Ответ справочной службы русского языка

Это лексически избыточное сочетание. О пред елением к слову «шпон» может служить название породы дерева, например дубовый шпон.

Вопрос № 264468

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 264460

Ответ справочной службы русского языка

Во втором примере не требуется обособление.

Вопрос № 264459

Ответ справочной службы русского языка

Реквизиты адреса пишутся через запятую в следующей последовательности:

Вопрос № 264455

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Невзгоды прочь, и прочь беда.

Вопрос № 264454

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 264451

Ответ справочной службы русского языка

Все поставленные запятые нужны.

Вопрос № 264450

Ответ справочной службы русского языка

1. Оборот со значением обстоятельства образа действия — «градом».

2. Оборот с обстоятельственным значением «в качестве».

Вопрос № 264445

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 264441

Ответ справочной службы русского языка

Если требуемое значение глагола — «ограничивает в пространстве», то слово употреблено верно.

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-либо значительный элемент.

Первый звук [с], последний — [л]; на этом сидят.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковро-линографе, либо нарисовать в тетрадях).

Слова: стол, диван, шкаф, стул.

Ребус «Стул»

Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развивать связную речь, обучать детей составлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми графическую схему для составления рассказов-описаний по теме. Дети) по опорной схеме составляют загадки-описания мебели.

Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван. Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

— Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я но-зый, уютный и очень красивый, — так сказал диван.

— Да, — ответила кровать, — я гораздо старше тебя, ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш, я снова буду баюкать его и охранять его сон.

— Должно быть, — сказал диван, — в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

Что подарили Оле на день рождения?

Что сказал диван, когда никого не было дома?

Что ответила кровать?

Почему старую кровать не выбрасывали?

ПОСУДА

Новая лексика

Существительные:

сервиз, тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник, кастрюля, сковорода, дуршлаг, скалка, кофейник, миска.

накрывать, готовить, мыть, разбить, жарить, варить, тушить, кипятить, печь.

Прилагательные:

кухонный, столовый, кофейный, чайный, фарфоровый, стеклянный, металлический, пластмассовый, железный, глиняный, хрустальный, алюминиевый, мелкая, глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.

Пальчиковая гимнастика

БАРАБЕК (КАК НУЖНО ДРАЗНИТЬ ОБЖОРУ)

Робин-Бобин-Барабек Скушал сорок человек. И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу. Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, потом и говорит: «У меня живот болит!»(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Поочерёдно загибают паль цы сначала на правой, а затем на левой руке.) (Выполняют круговые движения правой рукой по животу.)

Английский фольклор (пер. К. Чуковского)

Пальчиковая гимнастика

У мамы на кухне есть

множество дел: В кастрюле большущей

бульон закипел, Котлеты поджарились

в сковороде, В креманки уже

разливает желе, В салатнице папин

любимый салат, А к чаю купила она мармелад. Семью накормила И снова — дела: Посуду помыть И прибрать со стола. Но разве так можно? Подумайте сами!

заботливой маме! Посуду помыть

не составит труда, А мама приляжет —

(Сжимают-разжимают пальцы на обеих руках.) (Поочерёдно загибают пальцы на обеих руках одновременно.)

(Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.) (Делают круговые движения ладоней друг о друга.) (Пожимают плечами, руки с растопыренными пальцами опущены вниз.) (Делают жест руками от груди вперёд.)

(Потирают круговыми движениями ладони друг о друга.) (Сложенные вместе ладони подкладывают под щёку.)

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Занятие 2. Предлог «на»

Цели: 1. Познакомить детей с предлогом «на», его схемой.

2. Научить слышать этот предлог в разговорной речи.

3. Научить составлять предложения с предлогом «на».

Оборудование: снежинка (из бумаги с заданиями на обороте), кубики (красный и синий), игрушечные стол и стул, кукла, карточка со схемой предлога, фигурки для фланелеграфа (ворона, галка, воробей, кот, ёлка, крыша дома, забор), зеркало, сюжетные картинки.)

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Посмотрите в окно. На чём лежит снег? На земле, на крыше и т.д. И к нам прилетела красивая снежинка. На ней что-то написано. Это задания. Послушайте их: «Возьми красный кубик, Толя. Положи его на стол. Возьми синий кубик, положи на стул». На чём лежит красный кубик? (На столе.) Синий? (На стуле.)

2. Основная часть занятия

Логопед: Кубики лежат наверху или внизу предмета? (Наверху.) Послушайте внимательно, что я сейчас скажу. Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово «НА». На столе, на шкафу, на стуле. Послушайте и скажите, сможем ли мы выполнить такое задание? Посади куклу . стул. (Нет.) А почему? (Непонятно, куда посадить куклу.) Да, непонятно, так как нет маленького, но очень важного слова «НА». Как нужно сказать? (Посади куклу на стул.) Вот теперь понятно, куда мы посадим куклу. Демонстрируется карточка со схемой предлога «на». Дети рассматривают и запоминают изображение.

Игра «Солнечный зайчик» (показывать зеркалом)

Скачет зайка на стене и подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке, поплясал на потолке, притаился на окне,

Вот он спрятался в кроватке —

С нами он играет в прятки!

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идём его искать!

Ищите зайчика, а когда найдёте, скажите, где он сидит?

(На окне, на полу, на шкафу и т.д.)

Работа с фланелеграфом (рассказ педагога с одновременным показом картинок)

Логопед: Послушайте внимательно рассказ и постарайтесь услышать маленькое слово «НА». На земле сидели три птички и клевали зёрнышки. Подкрался к ним кот Васька и как прыгнет. Птички взлетели. Галка села на забор. Воробей — на крышу дома, а ворона — на верхушку ели. Никого не поймал хитрый котище. Где птички клевали зёрнышки? Куда сели птички, когда их вспугнул кот? Какое маленькое слово вы услышали в этом рассказе?

Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «на».

Занятие 3. Предлог «под»

1. Познакомить детей с маленьким словом «под».

2. Учить детей слышать его в предложениях.

3. Упражнять детей в правильном употреблении предлога «под» в речи.

Оборудование: схема предлога, карточки со схемой предлога по количеству детей, сюжетные картинки, фланелеграф, мяч, игрушечные стол, стул, шкаф, кровать, телевизор.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед (показывает детям схему предлога «на»:Какое маленькое слово обозначает эта схема? (На) На этой карточке мяч лежит на кубике. А теперь, посмотрите, где мяч? Внизу или вверху кубика? Кто может сказать, где лежит мяч? (Внизу)

2. Основная часть занятия

Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово «под». Это тоже важное слово, и без него мы не поймём, о чем говорится в предложении. Послушайте: положите кубик . стул. Понятно? (Нет). А теперь, положите кубик под стул. Понятно? Запомните маленькое слово «под»! Демонстрируется карточка со схемой предлога.

Дети рассматривают и запоминают изображение.

Упражнение «Куда закатился мяч?»

На фланелеграфе логопед перемещает мяч под разные предметы, а дети называют, подо что закатился мяч. (Под стул, под стол, под шкаф, под кровать и т.д.) Упражнение «Подними карточку» Детям раздаются схемы маленького слова «ПОД». Логопед по ходу рассказа выставляет карточки на фланелеграф.

Логопед: Сейчас я расскажу вам историю про зайчика. Как только вы услышите маленькое слово «под», сразу же поднимайте карточку. Жил был в лесу Зайчик. Как-то раз гнался за ним Серый Волн. Но наш Зайка был умный и шустрый. Как только Волк начнёт его догонять, Зайка раз, и спрячется под кустик, а Волк мимо пробежит. Выскочит Зайка и в другую сторону побежит. Опять нагоняет Волк Зайчишку. А тот шасть, и под берёзку присядет, а потом под елочку, под холмик заляжет. Так и не догнал Волк нашего Зайку. Вспомните, куда прятался заяц от волка?

Упражнение «Незнайкины ошибки»

Логопед: Незнайка опять получил двойку. Он неправильно подобрал маленькое слово в предложении. Давайте исправим ошибки Незнайки. Яблоки упали на яблоню. Подберёзовики растут в берёзах (под березами). Мышка спряталась в грибок (под грибок). Лисичка вырыла нору на ёлке (под елкой).

Детям раздаются сюжетные картинки и предлагается составить по ним предложения с маленьким словом «под».

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Чем чистить стулья с обивкой из ткани без разводов
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector