Согласные звуки л – л;, буквы Л, л
Согласные звуки [л]–[л'], буквы Л, л
— Спасибо. Я уверена, что вы все хорошо знаете буквы, которые мы изучили, и звуки, которые эти буквы обозначают.
3. Изучение нового материала
1) Работа над значением слов, из которых будут выделены изучаемые звуки.
— Послушайте загадку и отгадайте ее:
Мы за ним сидим,
Мы с него едим.
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
— Что мы называем словом стол? (это предмет, у которого 4 ножки и крышка)
— Какие бывают столы? (кухонные, письменные, журнальные)
— Как мы можем назвать одним словом все столы? (мебель)
— Хорошо. Послушайте вторую загадку:
Еду, еду, ворчу, ворчу,
Потому что я его верчу.
— Кто отгадал? О чем эта загадка?
Что мы называем словом «руль»? (руль — это предмет, с помощью которого управляют велосипедом, автомобилем)
2) Составление схемы слова
— А теперь посмотрите на схему и скажите, какая из них подходит к слову «стол». Докажите.
(К слову «стол» подходит первая схема, потому что в слове «стол» один слог и на схеме один слог. Произношу слово [стол]. В начале слова слышу звук [с]. Он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Дальше слышу слияние [то]. Это слияние твердого согласного с гласным. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. Произношу последний звук [л] — он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим квадратом. Произношу все слово по схеме [стол].)
— Какая схема подходит к слову «руль»? Докажите.
(К слову «руль» подходит вторая схема, так как в слове «руль» слышу один слог и на схеме один слог. Произношу слово [рул’]. В начале слова слышу слияние [ру]. Это слияние твердого согласного и гласного. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. В конце слова слышу
Звук [л’] — он согласный, мягкий, находиться вне слияния. На схеме обозначен зеленым квадратом. Произношу все слово по схеме [рул’].)
3) Характеристика звуков. Наблюдение за артикуляцией [л] и [л’].
— Давайте произнесем последний звук в слове «стол».
— Докажите, что это согласный.
(звук [л] — согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и произносится с помощью голоса и шума)
— Произнесем последний звук в слове «руль».
— Докажите, что это согласный.
— Звуки [л] и [л’] разные или это один и тот же звук?
— Это разные звуки: [л] — твердый, а [л’] — мягкий. Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л’] — мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.
4) Упражнение в слушании и произношение звуков в словах.
Игра «Поймай звук»
Учитель читает слова:
Стул, ель, купил, карамель, искал, солнышко, соль, мел, пенал, полка, щель, лиса, быль, пыль.
— Есть ли в этом слове звук [л] и [л’].
— В каком слоге вы услышали этот звук? Произнесите.
— Подберите слова, в которых есть данные звуки.
Игра «Хлопок»
Учитель читает стихотворение. Когда дети услышат слова со звуком [л’], они хлопают в ладоши.
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
4. Работа над буквой Л, л
1) — В русском языке два звука [л] и [л’] обозначаются одной буквой «эль».
— Чем отличаются данные буквы?
— Скажите, на что похожа эта буква?
— Как вы думаете, куда мы поселим букву «эль» на ленте? ( на второй этаж, потому что она обозначает звонкие согласные звуки)
2) Чтение слогов-слияний с изучаемой буквой.
— Прочитайте слоги с твердым согласным.
— С мягким согласным.
— Как вы догадались, что согласный нужно прочитать мягко? (потому что гласный «и» указывает на мягкость предыдущего согласного)
— Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.
(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)
5. Физкультминутка
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
6. Чтение слов с буквой л.
— Посмотрите на слова, которые написаны на доске.
— Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.
— Прочитайте слова по порядку.
— Прочитайте слова, в которых один слог, два слога.
(стол — 1 слог, кукла, куклы, катал, уснул — 2 слога)
— Молодцы! Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог, на второй слог.
(стол, кукла, куклы — на первый слог; катал, уснул — на второй слог)
— Прочитайте слова, выделяя ударные слоги.
— Скажите, когда мы говорим кукла, а когда куклы?
(Кукла — один предмет, а куклы — несколько)
— Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.
7. Чтение предложений, включающих слова с буквой л.
— Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)
— Прочитайте первое предложение. О ком вы прочитали? (об Оле)
— А что вы знаете о ней?
(что у Оли куклы)
— Прочитайте второе предложение и скажите, о чем говориться в нем?
(что Оля катала кукол)
— Прочитайте третье предложение. О чем говориться в этом предложении?
— Ребята, давайте еще раз прочитаем текст
— О ком и о чем говориться в тексте?
(В тексте говориться о том, как Оля играла в куклы.)
— Ребята, как можно озаглавить этот текст?
— Посмотрите на иллюстрацию, подходит ли она к тексту?
— Что мы на ней видим?
(Оля катает кукол .Девочки гуляю с куклой. Мальчики катаются с горки.)
— Кто хочет рассказать, как вы играете зимой на улице?
— Спасибо. Мне очень понравилось.
8. Итог урока.
— Итак, с какой же буквой мы сегодня познакомились на уроке?
— Какие звуки она обозначает? ( [л] и [л’] )
— Какие это звуки?
(Звук [л] — согласный, твердый, а звук [л’] — согласный, мягкий)
— Оцените свою работу. Раскрасьте флажок на полях красным, если вы считаете, что все получилось; синим, если, вы не довольны своей работой; желтым, если вы могли работать лучше.
Урок 27. Обобщающие слова при однородных членах предложения
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.
Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.
Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.
С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.
Рассмотрим это на примерах.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.
Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.
Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:
Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.
Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:
Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О– …]. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.
Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.
Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4) И роща и фасад дома отражались в озере.
Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.
Схема слова стул
Раздел IV. ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Тема 1. СЛОВО КАК ПРЕДМЕТ ЛЕКСИКОЛОГИИ И СЕМАСИОЛОГИИ
§ 48. Понятие лексического значения
Всякое слово представляет собой единство звучания и значения. Что же представляет собой значение слова? Например, А.А. Потебня (1835–1891) писал: «Слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматическими категориями, под которые содержание этого слова подводится наравне с содержаниями многих других» [Потебня А.А. 1958: 35]. Указание на те или иные общие разряды, т. е. грамматические категории, – это грамматические значения. Указание на известное содержание (смысл), свойственное данному слову в отличие от других, называется лексическим значением.
Или иначе: лексическое значение – это содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе, явлении и т. д.[ ЛЭС: 261].
Вопрос о лексическом значении чрезвычайно сложен. Лексическое значение можно выразить через связь слова с предметом действительности, который оно называет, и с понятиями, которые сложились в связи с его употреблением. Эти отношения принято представлять в виде семантического треугольника.
Обратимся к схеме 6.
Схема 6
Фонетическое слово
(звуковой комплекс)
Предмет Понятие
(денотат, референт) (сигнификат)
Фонетическое слово называет (обозначает) предмет (предметная отнесенность), который отражается в сознании, и на основе его признаков формируется понятие о нем (понятийная отнесенность).
Денотат (от лат. denotāre – отмечать, обозначать) – множество объектов действительности (вещей, свойств, отношений, ситуаций, состояний, процессов, действий и т. д.), которые могут именоваться данной единицей [ЛЭС: 129]: дом, стул, пальто, банк, кассир.
Референт (от лат. referens, ntis – относящий или сопоставляющий) – объект внеязыковой действительности, который имеет в виду говорящий, произнося данный речевой отрезок [ЛЭС: 410–411]. Референт относится к конкретной речевой ситуации, например, в фразе «Банк ищет кассира» слову кассир в различных ситуациях будут соответствовать разные референты: 1) банк ищет кассира – специалиста, чтобы заполнить вакансию; 2) банк ищет кассира – работника данного банка, не появляющегося по какой-то причине на работе.
Сигнификат (от лат. significatum – обозначаемое) – понятийное содержание (иначе: сигнификативное значение): совокупность тех признаков предмета (явления), которые существенны для его правильного наименования данным словом в системе данного языка [ЛЭС: 384].
Говоря о сигнификативном значении, необходимо рассмотреть вопрос о понятии , определяемом в логике как мысль о предмете, которая выделяет в нем существенные признаки, как совокупность общественно значимых знаний о нем.
Признавая неразрывную связь слова и понятия, учёные указывают на невозможность их отождествления. С этой целью С. Д. Кацнельсон разграничил формальное и содержательное понятия [Кацнельсон С.Д. 1986: 20], что представлено на схеме 7.
Схема 7
Понятие (по С. Д. Кацнельсону)
Формальное понятие
называет минимум наиболее характерных отличительных признаков, необходимых для выделения и распознавания предмета. Оно характерно для обыденного сознания.
Содержательное понятие
охватывает все новые стороны
предмета, его свойства и связи с другими предметами.
С этим типом понятия связано научное сознание.
Сравните определения слова АБРИКОС в двух словарях:
Словарь русского языка. Глав. ред А. П. Евгеньева. Т.1:
1. Южное плодовое дерево.
2. Плод этого дерева оранжевого цвета. [Франц. abricot].
Российский энциклопедический словарь. Т.1:
род деревьев и кустарников сем. розовых; плод. культура. 10 видов, в осн. в Азии. Выращивают чаще А. обыкновенный в Средниземноморье, Азии, Сев. Америке, Австралии. В плодах сахарá, органич. кислоты, витамины…
В структуре лексического значения выделяются 2 аспекта:
1) концептуальное (понятийное) ядро, сигнификативное значение
2) коннотативные оттенки
Сигнификативное значение – этоядро лексического значения, иначе называется концептуальным значением слова, или десигнатом, соответствующим формальному понятию.
Коннотативные оттенки – это эмоциональные, экспрессивные, стилистические оттенки к основному значению слова, придающие слову особую окраску.Обратимся к примерам: лексическому значению слов мямлить, жердь (о человеке) присуща экспрессивность; слово свинарник (о жилом помещении) характеризуется повышенной эмоциональностью; эмоциональность связана с оценочностью: подхалим, мерзавец, пройдоха; образностью – зубоскал, кипятиться и др. Функционально-стилистические оттенки указывают на сферу употребления: отвяз (общемолодежный жаргон), лáжа (из речи уголовников, неодобрительно), очи, грезы, негасимый (поэтическое), глашатай истины, шокировать (книжное) и др.
Рассмотрим словарную статью:
Квартáл, а, м 1. Четвертая часть года (три месяца).
2. Часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами и площадями. //Разг. Часть улицы между двумя перекрестками.
3. Разг. устар. Отделение городской полиции в России до 1862 г.
4. Спец. участок засаженной земли (леса, поля, винограда и т. п.), обычно прямоугольный.
Лексическое значение данного слова состоит из 4-х лексико-семантических вариантов (ЛСВ) или семем, каждая семема имеет концептуальное значение (ядро), кроме того, для двух из них характерны коннотации: ЛСВ 2 и ЛСВ 3 содержат указание на функционально-стилистическую систему его употребления (разговорное – в ЛСВ 2 и разговорное устаревшее – в ЛСВ 3).
Итак, подведем некоторые итоги.
Понятие – категория логики, т. е. научная категория. Понятия у разных народов о сходных предметах и явлениях одинаковы. Слово – категория языковая, обладающая отчетливо выраженной национальной спецификой: например, русскому слову способности, в английском языке соответствуют четыре: ability (практические с.), aptitude (с. к конкретному делу), faculty (умственные с.) и capacity (обладание возможностями что-либо делать).
Понятие выражается в слове, но не каждое слово выражает понятие: например, местоимения, междометия .
Лексическое значение слова не сводимо к понятию, у большинства слов лексическое значение шире понятия за счёт эмоционально-экспрессивных, стилистических оттенков, т. е. коннотаций.
Лексическое значение слова, кроме предметной и понятийной отнесенности, имеет отношение к значениям других слов: например, внутри синонимического ряда или антонимической пары. Сравните значения слов синонимического ряда «жилище»: дом, квартира, приют, обитель, апартаменты. Каждое из них имеет в лексическом значении кроме общей семы отличительные признаки и эмоционально-стилистическую окраску, отчего будет зависеть и их сочетаемость с другими словами: парадные апартаменты; тихий приют, скромная обитель и т. п.
Именно с этим аспектом лексического значения связано понятие значимости (по Ф. де Соссюру, valeur – ценности). Значимость лексической единицы – это внутреннее свойство единицы, которым она обладает в силу определенных отношений с другими единицами системы (определенного класса) [Новиков Л.А. 1982: 97].
Возьмем группу глаголов: ехать, плыть, лететь. Слова этого парадигматического ряда имеют общую сему «способ передвижение», но в то же время они различаются такими семами, как пространство и вид транспорта. Эти дифференциальные значения и составляют ценность (значимость) лексем. Если мы продолжим перечислять глаголы передвижения: ползти, скакать, идти, бежать, то ценность их составят семы, обозначающие способ движения.
В разных языках слова часто обладают разной значимостью, например: рус. студент и англ. student (студент, учащийся, аспирант), рус. город – англ. town (маленький город), city (большой город); рус. палец – англ. finger (палец руки) и toe (палец ноги) и многие другие слова.
Таким образом, мы видим, что в лексическом значении существуют три аспекта:
Схема слова стул
воспитатель:
МБДОУ д/с №42
Цель: формирование практических навыков конструирования.
Основная образовательная область: художественное творчество.
Задачи по основной образовательной области:
— учить строить стол и стул по рисунку, анализировать из каких деталей
сделана мебель в быту, различать и называть строительные детали (кубик,
пластина, цилиндр, кирпичик, полукуб);
— способствовать проявлению творчества, самостоятельности;
— воспитывать умения аккуратно выполнять постройку.
Интегрируемые области: коммуникация, познание предметного мира.
Задачи по интегрируемым образовательным областям:
— формирование речевого общения в различных видах детской деятельности;
— развитие творческих способностей в конструировании и организаторских способностей при организации коллективных игр с поделками;
— воспитывать эстетический вкус в работе, уважение к работе других детей;
— развивать навык конструирования в команде, договариваться, кто какие
детали будет делать;
— ввести в речь слова «схема», «подлокотник», «столешница»; и разъяснить
их значение и применение.
Оборудование и материалы:
мольберт; строительные детали — «Строим сами», «Логическая змейка»,
конструктор «Лего», настольная игра «Мозаика». Схемы стульев и столов.
Для презентации – экран, проектор, ноутбук.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций мебели в быту. Беседа о профессиях людей, принимающих участие в изготовлении мебели.
Вступительная часть:
Воспитатель: Ребята, важное известие пришло в нашу группу сегодня во время
завтрака: на первом этаже в 1 младшей группе случайно сломались один стол и три стульчика. И дети обратились к нам за помощью, ведь наша группа самая старшая в нашем саду — в следующем году вы уже пойдете в школу. Ну что, поможем?
Воспитатель: Для начала вспомним предметы мебели, какие вы знаете.
Дети: стол, стул, шкаф, кровать, тумба, диван, табурет, комод, кресло.
Воспитатель: А теперь скажите, какие предметы мебели похожие на стул.
Дети: Табурет, кресло.
Воспитатель: А чем они похожи? Чем отличаются?
Дети: На них можно сидеть – этим они похожи. И обычно у них 4 ножки.
А отличаются тем, что стул и кресло имеют спинку, а табурет без спинки.
Воспитатель: У кресла есть две ручки для опоры локтей – подлокотники.
Дети: Подлокотники.
Воспитатель: Значит, из каких деталей мы будем собирать наш стул? Давайте назовем составные части стула:
Дети: 4 ножки, сиденье, спинка.
Воспитатель: Давайте теперь поговорим о столе. Чем он отличается от стула?
Дети: У него нет спинки, на нем нельзя сидеть, он выше и шире, чем стул.
Воспитатель: А давайте теперь поиграем? На экране вы видите предметы мебели,
но в каждом предмете чего-то не хватает.
Дети: У стола не хватает ножки – должно быть четыре, у стула не хватает
спинки, а у кресла – подлокотников.
Воспитатель: Давайте теперь поговорим о деталях конструктора, необходимых для постройки стола и стула? Какие детали нам помогут?
Дети: Кубики, кирпичики, цилиндры, пластина…
Воспитатель: Попробуйте сами построить стол и стул из конструктора.
(дети строят и показывают работы)
Воспитатель: Строить из конструктора хорошо. Но для того, чтобы понять на
каком стульчике удобней сидеть малышам , нам необходимо побыть самим маленькими… оправляемся в «Детство» — становимся друг за другом и вперед…
(звучит фонограмма песни «В каждом маленьком ребенке») «паровозик»
перемещается в игровую зону, где все подготовлено заранее…
Воспитатель: Вот приехали… что случилось? Что здесь происходит? (игрушки разбросаны, стулья перевернуты). Что-то не так, кто мне подскажет?
Дети: Игрушки разбросаны, стулья лежат, беспорядок…
(появляется ребенок, волосы нечесаные).
Воспитатель: Здравствуйте. Мы пришли вам помочь. Расскажи, что случилось?
Ребенок: Здравствуйте, пока мы спали в тихий час кто-то очень невидимый и быстрый разбросал наши игрушки… и мы все испугались и спрятались в спальне.
Воспитатель: Ребята, давайте внимательно посмотрим, может найдем хоть какой-то
след этого разбойника… (обращает внимание на дорожку из обложек от конфет)
…очень странно, тс-с-с… (все идут по следу и подходят к кукольному шкафу, откуда вылезает ребенок — домовёнок)…
Воспитатель: Ага… вот значит кто все это натворил?
Кузя: (с чувством вины) Я просто искал свою конфетку, которая закатилась
куда-то под стол,… а стульчики я случайно сломал. Простите меня.
Воспитатель: Ну что, дети, простим нашего гостя?
Воспитатель: Только ты нам поможешь все исправить. Давайте быстро разложим все
по местам. Внимательно посмотрите на игровые зоны – где что лежит. И помогите оставшимся игрушкам найти свой домик. (под музыку ребята быстро убирают
игрушки по местам)
Воспитатель: Ну а сейчас, Кузя, ты нам поможешь сделать новую мебель, согласен?
Кузя : Да, только делать будем из моих деталей.
Воспитатель: Очень интересно, и что же это за детали у тебя такие?
Кузя: Не люблю я углы ваших столов и стульев – я все время на них натыкаюсь. Мои детали не имеют углов, ну почти не имеют.
(достает конструктор из полукруглых трубчатых деталей 4 основных цветов)
Воспитатель: Какой замечательный конструктор, давайте ребята попробуем помочь.
Дети: Давайте. Конечно.
Воспитатель: Только сначала необходимо сделать схему нашей мебели. Схема —
(от греч. — форма),1) рисунок, на котором условно обозначены части изделия.
2) Описание чего-либо в общих, главных чертах. Что в нашей мебели главное?
Дети: Для стула? Ножки, сиденье, спинка.
Воспитатель: А для стола?
Дети: Ножки и верх…
Воспитатель: Эта деталь называется столешница. Давайте изобразим это на бумаге…
Кузя: Не хочу на бумаге. У меня есть дощечки с дырочками и цветные гвоздики.
Воспитатель: Ребята, вам это знакомо?
Дети: Да! Это мозаика.
Кузя: Давайте выложим на моей мозаике. А чья команда первая выложит – получит от меня конфеты. Я готов с вами поделиться любимыми сладостями.
(дети выкладывают схему стола и стула на мозаичных панно)
Воспитатель: Теперь мы закончили со схематическим изображением мебели.
И можем приступить к работе с твоим необычным конструктором, Кузя. Давайте
подумаем , как мы будем строить? Снизу или сверху? Решите сами, кто какую
деталь будет делать – сиденье, столешницу, ножки.
Дети: А давайте снова на команды поделимся?
Воспитатель: Давайте. Вот у нас есть разные строительные детали. Возьмите каждая команда по 8 деталей. Начнем. Посмотрите внимательно на детали и подумайте – как их можно соединить?
(дети соединяют детали и находят решение задачи)
Воспитатель: Рассмотрите внимательно схему. И начинайте строить мебель по своей схеме. (Сборка стула.)
Воспитатель: для сбора стола вам понадобятся дополнительно 4 детали – возьмите из корзины.
Итог: Анализ построек (анализируют дети с помощью взрослого). Воспитатель
отмечает, что стол выше чем стул. Дети отвечают, что ножки длиннее у стола.