Av-gr.ru

Двери декор
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ВАРИАНТ 5 — ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС

ВАРИАНТ 5 — ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики:

манометр, амперметр, дифракция, деформация, термометр, нагревание.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

2. Поезд движется по прямому участку пути. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение поезда, и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Первые 10 минут поезд движется равномерно, а следующие 10 минут равнозамедленно.

2) Первые 10 минут поезд стоит на месте, а следующие 10 минут движется равномерно.

3) Максимальная скорость движения за весь период наблюдения равна 30 км/ч.

4) Максимальный модуль ускорения поезда за весь период наблюдения равен 0,05 м/с 2 .

5) Через 20 минут от начала наблюдения поезд остановился, а через 30 минут поехал в обратную сторону.

Ответ:

3. Мальчик пытается сдвинуть санки с грузом на горизонтальной поверхности. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на санки, и направление ускорения санок, если их удалось сдвинуть с места.

4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:

Слова в ответе могут повторяться.

Стальной шарик катится по горизонтальной поверхности стола и сталкивается со вторым таким же покоящимся шариком. В результате столкновения модуль импульса первого шарика _________________, модуль импульса второго шарика _________________. Если пренебречь взаимодействием с другими телами, то можно говорить о том, что сумма импульсов этих шариков _________________.

5. На рисунках изображены четыре цилиндра А, В, С и D с подвижными поршнями, под которыми находится газ. В начальный момент внутренняя энергия газа в каждом сосуде одинакова. Через дно каждого цилиндра может происходить теплообмен. Направление передачи тепла показано стрелками. Количество переданного тепла во всех случаях одинаково. В цилиндрах А и D поршень совершил работу над газом, а в цилиндрах В и С газ совершил работу над поршнем. При этом работа, совершённая в каждом случае, одинакова. В результате внутренняя энергия газов в цилиндрах стала равна 80 Дж, 90 Дж, 100 Дж и 110 Дж. В каком из цилиндров внутренняя энергия стала равна 110 Дж?

Ответ: цилиндр ____________________________

6. Пассажир с воздушным шариком зашёл в самолёт. При взлёте давление в салоне самолёта уменьшилось и диаметр шарика увеличился. Температура воздуха в шарике не изменилась. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в шарике, и запишите номера выбранных утверждений.

1) Воздух в шарике сжимается.

2) Воздух в шарике расширяется.

3) Давление воздуха в шарике повышается.

4) Давление воздуха в шарике понижается.

5) Масса воздуха в шарике увеличивается.

6) Масса воздуха в шарике остаётся неизменной.

7. На концах пластмассовой спицы длиной 60 см укреплены небольшие шарики с положительными зарядами q и 4q. По спице может скользить третий заряженный шарик.

1) Найдите расстояние от шарика с зарядом q до третьего шарика, если он будет находиться в равновесии.

2) При каком знаке заряда третьего шарика его положение равновесия будет устойчивым?

8. Паяльник, сопротивление которого равно 1,2 кОм, включён в электрическую сеть напряжением 220 В. Определите мощность паяльника.

Запишите формулы и сделайте расчёты. Ответ округлите до целых.

9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их длины волны. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

2) рентгеновское излучение

3) ультрафиолетовое излучение

Ответ: _____ → _____ → _____

10. На рисунке изображены энергетические уровни некоторого атома. В каком случае (А, В, С или D) поглощается фотон наибольшей частоты?

11. С помощью мензурки проводились измерения объёма. Левая шкала мензурки проградуирована в мл (см. рисунок). Погрешность измерения объёма равна цене деления шкалы мензурки.

Запишите в ответ показания мензурки в миллилитрах с учётом погрешности измерений.

12. Вам необходимо исследовать, как зависит сила тока, протекающего через сопротивление, от напряжения на его концах. Имеется следующее оборудование:

Опишите порядок проведения исследования.

1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

А) под лучами солнца крыша дома нагревается

Б) используя магнитные щётки, можно помыть окно с двух сторон

1) отражение радиоволн от поверхности тел

2) передача энергии излучением

3) притяжение разноимённых полюсов магнита

4) намагничивание вещества в магнитном поле

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.

Углекислотный огнетушитель — один из видов первичных средств пожаротушения. В углекислотных огнетушителях в качестве огнетушащего вещества применяют сжиженный диоксид углерода (углекислоту). Жидкая углекислота выбрасывается из огнетушителя, кипит и охлаждается при атмосферном давлении. При переходе углекислоты из жидкого состояния в газообразное происходит увеличение её объема в 400-500 раз, сопровождаемое резким охлаждением до температуры -72 °С и частичной кристаллизацией; во избежание обморожения рук нельзя дотрагиваться до металлического раструба. Эффект пламегашения достигается двояко: понижением температуры очага возгорания ниже точки воспламенения и вытеснением кислорода из зоны горения негорючим углекислым газом.

Ручные огнетушители одинаковы по устройству и состоят из стального высокопрочного баллона, в горловину которого ввёрнуто запорно-пусковое устройство, сифонной трубки, которая служит для подачи углекислоты из баллона к запорно-пусковому устройству, и раструба-снегообразователя. Давление в баллоне быстро растёт с ростом температуры углекислоты, при температуре 20°С давление 5,7 МПа, при 50 °С — 15 МПа. Для предотвращения разрыва баллона при чрезмерном нагревании на огнетушитель устанавливают предохранительный клапан.

Читайте так же:
Круглый стол конференция

Для приведения в действие углекислотного огнетушителя необходимо направить раструб-снегообразователь на очаг пожара и нажать на рычаг запорно-пускового устройства.

Из-за значительного охлаждающего эффекта углекислотными огнетушителями не тушат оборудование и трубопроводы с высокими рабочими температурами. Температурные напряжения, вызываемые резким охлаждением участка трубопровода, могут привести к разрушению последнего. Одним из недостатков углекислотных огнетушителей является их неэффективность при низких температурах.

14. Какое физическое явление лежит в основе охлаждения углекислоты при применении огнетушителя?

15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.

1) Эффект пламегашения при применении углекислотного огнетушителя достигается вытеснением кислорода из зоны горения и понижением температуры очага возгорания ниже точки воспламенения.

2) Принцип действия углекислотного огнетушителя связан с использованием энергии углекислого газа для выброса огнетушащего порошка.

3) При работе углекислотный огнетушитель нагревается.

4) Давление в баллоне растёт с ростом температуры углекислоты.

5) Углекислотными огнетушителями рекомендуется тушить трубопроводы с высокими рабочими температурами.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

Звезда — массивный газовый шар, излучающий свет и удерживаемый в равновесии силами собственной гравитации и внутренним давлением. Звёзды различаются по размеру, температуре и яркости.

Ближайшей к Земле звездой является Солнце, средний диаметр которого равен 1,392 ∙ 10 9 м, а масса 1,9885 ∙ 10 30 кг. В таблице приведены основные характеристики некоторых звёзд.

Лабораторные работы по физике, 10 класс

1. Измерение ускорения тела при равноускоренном движении

Цель работы: измерить ускорение шарика, скатывающегося по наклонному желобу.

Оборудование: металлический желоб, стальной шарик, металлический цилиндр, измерительная лента, секундомер или часы с секундной стрелкой. (Для устойчивости к концам желоба можно приклеить кусочки ластика.)

Движение шарика, скатывающегося по желобу, можно приблизительно считать равноускоренным. При равноускоренном движении без начальной скорости модуль перемещения s, модуль ускорения a и время движения t связаны соотношением s = (at 2 )/2. Поэтому, измерив s и t, мы можем найти ускорение a по формуле a = (2s)/t 2 . Чтобы повысить точность измерения, ставят опыт несколько раз, а затем вычисляют средние значения измеряемых величин.

1. Положите желоб на стол, подложив под один из его концов одну или несколько тетрадей. Изменяя угол наклона желоба, добейтесь, чтобы шарик катился по нему достаточно медленно: движение вдоль всего желоба должно занимать не менее 3 с.

Положите в желоб у его нижнего конца металлический цилиндр. Когда шарик, скатившись, ударится о цилиндр, звук удара поможет точнее определить время движения шарика.

2. Отметьте на желобе начальное положение шарика, а также его конечное положение – верхний торец металлического цилиндра.

3. Измерьте расстояние между верхней и нижней отметками на желобе (модуль перемещения шарика s) и результат измерения запишите в таблицу, заголовок которой приведен ниже.

4. Отпустите шарик у верхней отметки без толчка и измерьте время t до удара шарика о цилиндр.

Повторите опыт 5 раз, записывая в таблицу результаты измерений. В каждом опыте пускайте шарик из одного и того же начального положения, а также следите за тем, чтобы верхний торец цилиндра находился у соответствующей отметки.

5. Вычислите tср = (t1 + t2 + t3 + t4 + t5) / 5 и результат запишите в таблицу.

6. Вычислите ускорение, с которым скатывался шарик: a ≈ (2s)/tср2. Результат вычислений запишите в таблицу.

7. Запишите выводы из эксперимента.

2. Изучение движения тела, брошенного горизонтально

Цели работы: 1) убедиться на опыте, что тело, брошенное горизонтально, движется по параболе; 2) измерить начальную скорость тела, брошенного горизонтально.
Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, изогнутый желоб, металлический шарик, лист бумаги, лист копировальной бумаги, отвес, измерительная лента.

Описание работы
Шарик скатывается по изогнутому желобу, верхняя часть которого наклонная, а нижняя – горизонтальная (рис. 1). Оторвавшись от желоба, шарик под действием силы тяжести движется по параболе. Вершина этой параболы находится в точке, где шарик оторвался от желоба.

Выберем систему координат, как показано на рисунке.

При движении по параболе высота h, с которой падает шарик, и дальность полета l связаны соотношением h = (gl 2 )/(2v 2 ). Отсюда следует, что при одинаковых начальных скоростях отношение высот, с которых падает шарик, должно быть равно отношению квадратов дальности полета.

Измерив h и l, можно найти скорость шарика в момент отрыва от желоба по формуле v = l√(g/(2h)).

1. Соберите установку, изображенную на рисунке Л-1. Нижний участок желоба должен быть горизонтальным, а расстояние h от нижнего края желоба до стола должно равняться 40 см. Лапки зажима расположите около верхнего конца желоба.

2. Положите под желобом лист бумаги, придавив его книгой, чтобы он не сдвигался при проведении опытов. Отметьте на этом листе с помощью отвеса точку А, находящуюся на одной вертикали с нижним концом желоба.

3. Поместите шарик в желоб так, чтобы он касался зажима штатива, и отпустите шарик без толчка. Заметьте (примерно) место на столе, куда упадет шарик. На отмеченное место положите лист бумаги, а на него – лист копировальной бумаги рабочей стороной вниз. Придавите эти листы книгой, чтобы они не сдвигались при проведении опытов.

4. Снова поместите шарик в желоб так, чтобы он касался зажима штатива, и отпустите без толчка. Повторите этот опыт 5 раз, следя за тем, чтобы лист копировальной бумаги и находящийся под ним лист не сдвигались. Снимите лист копировальной бумаги, не сдвигая листа под ним, и отметьте точку, расположенную наиболее близко ко всем отпечаткам (выбор этой точки означает усреднение результатов пяти опытов).

Читайте так же:
Как сделать стол шире

Учтите при этом, что некоторые отпечатки могут быть расположены очень близко друг к другу.

5. Измерьте расстояние l от отмеченной точки до точки А.

6. Опустите желоб так, чтобы его нижний край находился на высоте 10 см над столом, и повторите пункты 1–5. Измерьте соответствующее значение дальности полета и вычислите отношения h1/h2 и l1/l2.

7. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, заголовок которой приведен ниже.

8. Проверьте, выполняется ли соотношение h1/h2 = l1 2 /l2 2 . Запишите расчет и сделайте вывод.

9. По результатам первого опыта вычислите значение v, используя формулу v = l√(g/(2h)). Запишите расчет.

10. Запишите выводы из эксперимента.

3. Измерение жесткости пружины

Цели работы: 1) проверить справедливость закона Гука для пружины динамометра; 2) измерить жесткость этой пружины.

Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, динамометр с заклеенной шкалой, набор грузов массой по 100 г, прозрачная линейка.

Описание работы
Согласно закону Гука модуль F силы упругости и модуль x удлинения пружины связаны соотношением F = kx. Измерив для конкретного случая F и x, можно найти коэффициент жесткости k по формуле k = F/x.

1. Закрепите динамометр в штативе на достаточно большой высоте над столом.

2. Подвешивая от одного до четырех грузов, вычислите для каждого случая значение силы упругости. Напомним, что в состоянии равновесия действующая на груз со стороны пружины сила упругости уравновешивается силой тяжести: F = mg. Измерьте также соответствующее удлинение пружины x.

3. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, заголовок которой приведен ниже.

4. Начертите оси координат x и F, выбрав такой масштаб: 1 см удлинения пружины – 2 клетки и 1 Н силы упругости – 2 клетки. Нанесите полученные экспериментальные точки на координатную сетку.

5. С помощью прозрачной линейки проведите отрезок прямой, проходящий через начало координат как можно ближе к каждой из поставленных вами точек.

6. На основании этого построения определите, как зависит сила упругости от удлинения пружины. Запишите вывод.

7. По графику зависимости силы упругости от удлинения пружины найдите жесткость пружины. Для наибольшей точности расчета следует взять точку на графике, наиболее удаленную от начала координат. Запишите расчет и результат.

8. Запишите выводы из эксперимента.

4. Определение коэффициента трения скольжения

Цели работы: 1) исследовать, от каких параметров зависит сила трения скольжения; 2) измерить коэффициент трения скольжения.

Оборудование: деревянная доска (или линейка), брусок, набор грузов массой по 100 г, динамометр.

Если равномерно тянуть брусок с грузом по горизонтальной поверхности, то прикладываемая к бруску горизонтальная сила будет равна по модулю силе трения скольжения Fтр, действующей на брусок со стороны поверхности. Модуль силы трения Fтр связан с модулем силы нормальной реакции N соотношением Fтр = μN. Измерив Fтр и N, можно найти коэффициент трения μ по формуле μ = Fтр/N.

Ход работы
1. Измерьте вес бруска.

2. Положите брусок на горизонтальную деревянную поверхность так, чтобы с этой поверхностью соприкасалась самая большая грань бруска. Поставьте на брусок один груз и равномерно тяните брусок по поверхности с помощью динамо- метра, как показано на рисунке 1.

Запишите значение модуля силы нормальной реакции N и соответствующее ему значение модуля силы трения Fтр в таблицу, заголовок которой приведен ниже.

3. Повторите опыт, поставив на брусок два и затем три груза. Запишите результаты в таблицу.

4. Вычислите коэффициент трения между бруском и горизонтальной поверхностью во всех трех случаях (в пределах погрешности опыта результаты должны совпадать). Результаты опыта с тремя грузами обеспечивают наибольшую точность вычисления коэффициента трения. Расчет и результат запишите.

5. Запишите выводы из эксперимента.

5. Изучение закона сохранения энергии в механике

Цель работы: сравнить изменение потенциальной энергии груза с изменением потенциальной энергии пружины.

Оборудование: штатив с муфтой и зажимом, динамометр с фиксатором, груз, прочная нить, измерительная лента или линейка с миллиметровыми делениями.

Груз весом P прикрепляют с помощью нити к крючку пружины динамометра. Затем его поднимают на такую высоту h1 над поверхностью стола, чтобы нить провисала (рис. 3). Когда груз отпускают, он движется вниз и растягивает пружину. Измеряют высоту груза h2 над поверхностью стола, а также удлинение пружины x в тот момент, когда оно максимально (в этот момент скорость груза и, следовательно, его кинетическая энергия равны нулю).

При движении груза вниз его потенциальная энергия уменьшается на |∆Eгр| = P(h1 – h2), зато потенциальная энергия пружины увеличивается на Eпр = (kx 2 )/2, где k – жесткость пружины, x – максимальное удлинение пружины.

При движении груза вниз часть его потенциальной энергии переходит во внутреннюю вследствие трения в динамометре и сопротивления воздуха, поэтому Eпр < |∆Eгр|.

Потенциальная энергия деформированной пружины Eпр = (Fx)/2; где x – максимальное удлинение пружины, а F – соответствующая ему сила упругости. (При выводе формулы для потенциальной энергии деформированной пружины надо учесть, что среднее значение силы упругости при растяжении пружины равно F/2.) Таким образом, чтобы найти отношение Eпр/|∆Eгр|, надо измерить P, h1, h2, F и x.

Для измерения F, x и h2 необходимо отметить максимальное удлинение пружины. Для этого на стержень динамометра около ограничительной скобы надевают кусочек картона (фиксатор), который может перемещаться вдоль стержня с небольшим трением. При движении груза вниз ограничительная скоба динамометра переместит фиксатор вверх по стержню динамометра. Чтобы измерить максимальную силу упругости, надо затем растянуть динамометр рукой так, чтобы фиксатор оказался снова у ограничительной скобы. По значению максимальной силы упругости F можно определить значения x и h2.

Читайте так же:
Паспортный стол город бронницы режим работы

1. Соберите установку, изображенную на рисунке 2.

2. Привяжите груз на нити длиной 12–15 см к крючку динамометра. Закрепите динамометр в зажиме штатива на такой высоте, чтобы груз при максимальном растяжении пружины динамометра не доставал до стола.

3. Приподняв груз так, чтобы нить провисала, установите фиксатор на стержне динамометра около ограничительной скобы (рис. 3, а). Отпустив груз, убедитесь в том, что при максимальном растяжении пружины она не достает до ограничительной скобы (в противном случае при неупругом ударе пружины об ограничительную скобу произойдет превращение значительной части ее механической энергии во внутреннюю). Если это условие не выполняется, уменьшите начальную высоту груза.

4. Поднимите груз и измерьте высоту h1, на которой находится нижняя грань груза.

5. Отпустите груз без толчка. Падая, груз растянет пружину, и фиксатор переместится по стержню вверх. Затем, растянув рукой пружину так, чтобы фиксатор оказался у ограничительной скобы, измерьте F, x и h2.

6. Вычислите: а) вес груза P = mg; б) увеличение потенциальной энергии пружины Eпр = (Fx)/2; в) модуль уменьшения потенциальной энергии груза |∆Eгр| = P(h1 – h2).

7. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу, заголовок которой приведен ниже.

8. Найдите значение отношения Eпр/|∆Eгр| и сравните его с единицей. Расчет и результат запишите.

Шарик катится по горизонтальной поверхности стола

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. В заданиях 3–5, 9–11, 14–16 и 20 ответом является целое число или конечная десятичная дробь. Ответом к заданиям 1, 2, 6–8, 12, 13, 17–19, 21, 23 является последовательность двух цифр. Ответом к заданию 22 являются два числа.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Точечное тело движется вдоль горизонтальной оси ОX. На рисунке представлен график зависимости проекции V скорости этого тела на ось OX от времени t. Определите путь, пройденный телом за интервал времени от 4 c до 7 с.

Брусок массой 5 кг покоится на шероховатом горизонтальном столе. Коэффициент трения между поверхностью бруска и поверхностью стола равен 0,2. На этот брусок действуют горизонтально направленной силой 15 Н. Чему равна по модулю возникающая при этом сила трения?

Мальчик столкнул санки с вершины горки. Сразу после толчка санки имели скорость а у подножия горки она равнялась Трение санок о снег пренебрежимо мало. Какова высота горки? (Ответ дайте в метрах.) Ускорение свободного падения считать равным 10 м/с 2 .

Для экспериментального определения скорости звука ученик встал на расстоянии 30 м от стены и хлопнул в ладоши. В момент хлопка включился электронный секундомер, который выключился отражённым звуком. Время, отмеченное секундомером, равно 0,18 с. Какова скорость звука, определённая учеником? (Ответ дайте в метрах в секунду, округлив до целых.)

Шарик катится по прямому желобу. Изменение координаты шарика с течением времени в инерциальной системе отсчёта показано на графике. На основании этого графика выберите все верные утверждения о движении шарика.

1) Первые 2 с скорость шарика не менялась, а затем её модуль постепенно уменьшался.

2) Скорость шарика всё время увеличивалась.

3) Первые 2 с сумма сил, действовавших на шарик была равна 0.

4) За первые 3 с шарик переместился на 1 м.

5) Скорость шарика постоянно уменьшалась.

В цилиндрическом сосуде под поршнем находится газ. Поршень может перемещаться в сосуде без трения. На дне сосуда лежит стальной шарик (см. рисунок). Из сосуда выпускается половина газа при неизменной температуре. Как изменится в результате этого объём газа, его давление и действующая на шарик архимедова сила?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Обьем газаДавление газаАрхимедова сила

Автобус массой m, движущийся по прямолинейному горизонтальному участку дороги со скоростью v, совершает торможение до полной остановки. При торможении колёса автобуса не вращаются. Коэффициент трения между колёсами и дорогой равен μ. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) модуль работы силы трения, действующей на автобус

Б) время, необходимое для полной остановки автобуса

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Концентрацию молекул одноатомного идеального газа уменьшили в 5 раз. Одновременно в 2 раза увеличили среднюю энергию хаотичного движения молекул газа. Чему равно отношение конечного давления к начальному?

В таблице приведена зависимость КПД идеальной тепловой машины от температуры ее нагревателя при неизменной температуре холодильника. Чему равна температура холодильника этой тепловой машины? (Ответ дайте в кельвинах.)

Tн, К4005006008001000
η,%1028405564

Какое количество теплоты необходимо для нагревания 100 г свинца от 300 К до 320 К? Ответ дать в джоулях. (Удельная теплоёмкость свинца — 130 Дж/(кг·К).)

Читайте так же:
Паспортный стол оранжерейная пушкино

На графике представлены результаты измерения количества теплоты Q, затраченного на нагревание 1 кг вещества 1 и 1 кг вещества 2, при различных значениях температуры t этих веществ.

Выберите все утверждения, соответствующие результатам этих измерений.

1) Удельная теплоёмкость первого вещества равна 0,75 кДж/(кг·°C).

2) Удельная теплоёмкость второго вещества равна 0,75 кДж/(кг·°C).

3) Для изменения температуры 1 кг вещества 1 на 40° необходимо количество теплоты 15000 Дж.

4) Для изменения температуры 1 кг вещества 2 на 20° необходимо количество теплоты 7500 Дж.

5) Начальные температуры обоих веществ равны 0 °С.

В цилиндрическом сосуде под поршнем находится газ. Поршень может перемещаться в сосуде без трения. На дне сосуда лежит стальной шарик (см. рисунок). В сосуд закачивается ещё такое же количество газа при неизменной температуре. Как изменится в результате этого объём газа, его давление и действующая на шарик архимедова сила?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Обьем газаДавление газаАрхимедова сила

Альфа-частица влетает в однородное магнитное поле со скоростью Укажите правильную траекторию альфа-частицы в магнитном поле. Силой тяжести пренебречь.

Два резистора включены в электрическую цепь последовательно. Как соотносятся показания идеальных вольтметров, изображенных на рисунке, ?

В плоском зеркале 3 наблюдается изображение стрелки С, глаз находится в точке Г. На сколько клеток нужно сместить глаз по горизонтали, чтобы полностью увидеть изображение стрелки. (Смещение считайте положительным при движении вправо и отрицательным при движении влево.)

На рис. 1 приведена схема установки, с помощью которой исследовалась зависимость напряжения на реостате от величины протекающего тока при движении ползунка реостата справа налево. На рис. 2 приведены графики, построенные по результатам измерений для двух разных источников напряжения.

Выберите все утверждения, соответствующих результатам этих опытов, и запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти утверждения.

Вольтметр считать идеальным.

1) В первом опыте при силе тока 6 А вольтметр показывает значение 6 В.

2) Ток короткого замыкания равен 10 А.

3) Во втором опыте сопротивление резистора уменьшалось с большей скоростью.

4) Во втором опыте при силе тока 4 А вольтметр показывает значение 4 В.

5) В первом опыте ЭДС источника равна 5 В.

Идеальный колебательный контур состоит из конденсатора ёмкостью 0,2 заряженного до напряжения 10 катушки индуктивностью 2 и разомкнутого ключа. После замыкания ключа, которое произошло в момент времени в контуре возникли собственные электромагнитные колебания. Установите соответствие между зависимостями, полученными при исследовании этих колебаний (см. левый столбец), и формулами, выражающими эти зависимости (см. правый столбец; коэффициенты в формулах выражены в соответствующих единицах СИ без кратных и дольных множителей).

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Зависимость напряжения на конденсаторе от времени

Б) Зависимость силы тока, текущего через катушку, от времени

Протон (масса m, заряд e) влетает с некоторой начальной скоростью v в однородное электрическое поле напряжённостью и, двигаясь в направлении силовой линии этого поля, пролетает некоторое расстояние d.

Пренебрегая действием силы тяжести, установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) модуль скорости протона

Б) работа электрического поля

Определите, сколько α-частиц и сколько протонов получается в результате реакции термоядерного синтеза →

Количество α-частицКоличество протонов

Электрон в атоме водорода переходит на вторую стационарную орбиту, испуская волны, длина которых равна 656 нм. С какой стационарной орбиты переходит этот электрон? Скорость света принять равной 3·10 8 м/с, а постоянную Планка — 4,1·10 −15 эВ·с.

Металлическую пластину освещали монохроматическим светом с длиной волны нм. Что произойдет с частотой падающего света, импульсом фотонов и кинетической энергией вылетающих электронов при освещении этой пластины монохроматическим светом с длиной волны нм одинаковой интенсивности? Фотоэффект наблюдается в обоих случаях.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

3) не изменилась.

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

При помощи ручных весов измеряют массу груза. Весы изображены на рисунке. Чему равна масса груза, если погрешность прямого измерения составляет половину цены деления весов? Ответ приведите в килограммах. В ответе запишите значение и погрешность слитно без пробела.

Для выполнения лабораторной работы ученику выдали динамометр, груз неизвестной плотности и мензурку с водой. К сожалению, на динамометре не была указана цена деления шкалы. Используя зарисовки хода эксперимента, определите цену деления шкалы динамометра. (Ответ дать в ньютонах.)

Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной системы.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Масса Луны больше массы Ио.

2) Ускорение свободного падения на Тритоне примерно равно 0,79 м/с 2 .

3) Сила притяжения Ио к Юпитеру больше, чем сила притяжения Европы.

4) Первая космическая скорость для Фобоса составляет примерно 0,08 км/с.

5) Период обращения Каллисто меньше периода обращения Европы вокруг Юпитера.

Идеальная тепловая машина работает по циклу Карно, совершая за один цикл работу 2 кДж. Количество теплоты 6 кДж рабочее тело двигателя получает за один цикл от нагревателя, температура которого 217 °С. Чему равна температура холодильника? Ответ приведите в градусах Цельсия, округлите до целых.

В однородном горизонтальном магнитном поле с индукцией 0,02 Тл находится горизонтальный прямолинейный проводник длиной 1 м, расположенный перпендикулярно линиям индукции поля. Какой ток следует пропустить по проводнику, чтобы сила Ампера уравновесила силу тяжести? Масса проводника 20 г. Ответ приведите в амперах.

Читайте так же:
Стол для раскатки глины

Чему равна длина волны красной границы фотоэффекта для цезия? Работа выхода для цезия Aвых = 0,29 · 10 –18 Дж. Ответ дайте в нанометрах и округлите до целого числа. (Постоянную Планка примите равной )

Грибник ушел от дороги далеко в лес и заблудился. Компаса у него не было, погода была облачная, солнца не видно, а без ориентации по сторонам света найти дорогу к своему автомобилю было невозможно. В кармане у него были противобликовые автомобильные очки, покрытые поляроидной плёнкой. Он вышел на поляну, достал очки и стал их поворачивать вокруг оптической оси очковых стекол, глядя сквозь них на небо в разных направлениях. Оказалось, что в одном из направлений интенсивность света, прошедшего через очки от облачного неба, сильно меняется, а в другом, перпендикулярном первому, не меняется. Помог ли грибнику этот факт сориентироваться?

Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях, смысл его действий и укажите направление на Солнце.

Справка: поляроидная пленка имеет выделенное направление и пропускает только проекцию вектора напряжённости электромагнитного поля в световой волне на это направление.

Вариант 7

61. Колесо радиусом R катится по горизонтальной поверхности со скоростью V без скольжения (см. рисунок). Найти скорость движения точек A, B, C и D и угловую скорость вращения колеса относительно земли.

Рисунок к вопросу 61

62. Стальной шарик падает на горизонтальную поверхность стола с высоты 25,6 см и, отскочив, поднимается на высоту 19,6 см. Масса шарика – 10 г. Время удара Δt = 0,1 с. Найти среднюю силу удара шарика о стол.

63. Вычислить момент инерции каждой из фигур относительно осей, показанных на рисунке. Каждая фигура состоит из двух тонких стержней длиной l и массой m каждый.

Рисунок к вопросу 63

64. В течение какого времени t будет скатываться без скольжения обруч с наклонной плоскости длиной l = 2 м и высотой h = 10 см ?

65. Крестовина с четырьмя грузиками массой m каждый вращалась с угловой скоростью ω. Под действием центробежных сил грузики без трения переместились из положения с радиусом R в положение с радиусом 3R. Во сколько раз изменится скорость вращения крестовины?

66. На вершине клина зафиксирован брусок массой m . Масса клина равна M, угол между наклонной плоскостью и основанием равен . Какую скорость приобретает клин, скользящий по горизонтальному основанию, к тому моменту времени, когда брусок, соскальзывая вниз по наклонной плоскости, достигнет ее нижней границы?

67. Какую скорость должно иметь движущееся тело, чтобы его продольные размеры уменьшились в два раза?

68. Два ускорителя выбрасывают частицы навстречу друг другу со скоростью 0,9c. Определить скорость сближения частиц с точки зрения наблюдателя, движущегося вместе с одной из частиц.

69. Частица массой М испустила фотон. Масса дочерней частицы – m. Определить кинетическую энергию образовавшейся частицы, ее скорость и импульс фотона в CЦИ.

70. Определить скорость частицы, кинетическая энергия которой T = 500 Мэв, а импульс Р = 4,61 ·10 –19 кг·м/с.

Вариант 8

71. Линейная скорость V1 точки, находящейся на ободе вращающегося диска, в три раза больше, чем скорость V2 точки, находящейся на 6 см ближе к его оси. Найти радиус диска.

72. Цилиндр радиусом R вращается вокруг своей оси с постоянной угловой скоростью ω. Вдоль образующей цилиндра с постоянной относительно поверхности цилиндра скоростью u движется тело. Найти скорость тела и ускорение в неподвижной системе координат. Какова траектория движения тела в этой системе отсчета?

73. Вычислить момент инерции диска массой M и радиусом R при вращении его относительно осей, показанных на рисунке:

а) ось проходит через центр диска перпендикулярно к его плос­кости;

б) ось проходит через точку, расположенную на краю диска, перпендикулярно к его плоскости;

в) ось расположена на расстоянии R от края диска и перпендикулярна к плоскости рисунка.

Рисунок к вопросу 73

74. По гладкой наклонной плоскости скользит ящик с песком массой M . После того как ящик прошел путь S , в него попадает камень массой m, летевший под углом β к горизонту. Какова была скорость камня, если ящик после попадания в него камня остановился? Угол наклона плоскости к горизонту равен α.

75. На оси диска массой M, вращающегося с частотой n оборотов в минуту, находится человек массой m . Найти скорость вращения диска, если человек перейдет на его край. Радиус диска равен R .

76. B стену вбиты два гвоздя – один под другим на расстоянии H. К верхнему гвоздю подвешен грузик на нити длиной L = 2H. Маятник отклоняют до горизонтального положения и отпускают (начальная скорость грузика равна 0). Достигнет ли маятник верхней точки?

77. В системе K происходит событие A, через промежуток времени 1 мкс на расстоянии ΔX = 10 км от места протекания события A происходит событие В. Происходящие события независимы. С какой скоростью должна двигаться система K, чтобы в ней событие В произошло ранее, чем событие A?

78. Частица распадается с испусканием γ-кванта с энергией E . Масса дочерней частицы равна m. Определить массу распавшейся частицы.

79. Частица распалась на две частицы массами m1 и m2, имеющие импульс Р. Определить массу распавшейся частицы.

80. Пучок релятивистских частиц с кинетической энергией T падает на поглощающую мишень. Число частиц, попадающих за 1 с на единицу площади мишени, равно J, масса каждой частицы равна m. Определить давление пучка на мишень.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector