Av-gr.ru

Двери декор
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деление слов на слоги

Деление слов на слоги

В речи все сло­ва рус­ско­го язы­ка состо­ят из мини­маль­ных зву­ча­щих еди­ниц — сло­гов. Определим, что такое фоне­ти­че­ский слог. Определение Фонетический слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца речи, кото­рую состав­ля­ет глас­ный звук или глас­ный с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воздуха.

Гласный звук обра­зу­ет слог. В сло­ге все­гда име­ет­ся толь­ко один глас­ный. Он может само­сто­я­тель­но создать фоне­ти­че­ский слог, а так­же в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Согласные груп­пи­ру­ют­ся вокруг одно­го глас­но­го зву­ка. В свя­зи с этим по зву­ко­во­му соста­ву раз­ли­ча­ют три вида слогов:

1. слог состав­ля­ет один глас­ный звук:

  • а-дрес
  • и-дол
  • о-стров
  • у-кор
  • э-тюд

2. слог состав­ля­ет глас­ный с согласным:

  • во-ро-та
  • со-ло-ма
  • со-ро-ка

3. слог обра­зу­ет глас­ный с несколь­ки­ми согласными:

  • кра-ска
  • зве-зда
  • во-сторг

Слог

Открытые и закрытые слоги

Слоги быва­ют откры­тые и закры­тые. В сло­вах рус­ско­го язы­ка боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми. Открытые сло­ги орга­ни­зу­ют все глас­ные в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ным звуком:

  • о-кунь
  • а-ир
  • бо-ло-то
  • во-ло-кно

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов:

  • гвоздь
  • по-кров
  • го-лубь
  • па-ро-воз
  • сто-рож

Непарные звон­кие соглас­ные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут обра­зо­вать закры­тый слог в любой фоне­ти­че­ской пози­ции: в нача­ле, в сере­дине и в кон­це слов:

  • зер-ка-ло
  • бол-тик
  • са-рай-чик
  • са-ра-фан

Стихи про слоги

Выделение слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Односложные двусложные многосложные слова

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться зву­чит как [ца])

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

  • про-гра-мма
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный
Читайте так же:
Обшить пластиковые стулья

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Как разделить слово на слоги при стечении согласных

Как разделить слово на слоги, если в середине рядом стоит несколько согласных? Как правильно разбить слово по слогам: кош-ка или ко-шка? Нужно осознать принцип так называемой большей звучности. Он соблюдается во втором случае. От согласного — к гласному. Сначала идет глухой звук, потом звонкий согласный, и в конце гласный — шка. Первый слог оканчивается гласным (ко). Такие слоги называют открытыми. Их у нас намного больше, чем тех, которые оканчиваются согласными: стол, стул (их именуют закрытыми слогами).

В середине слова слог обычно является открытым, то есть заканчивается на гласный звук: стра-на. Согласно принципу повышения звучности, все согласные отходят в большинстве случаев к последующему слогу: ко-шка.

Если в середине слова сочетаются несколько согласных, то все согласные, идущие за гласным, отходят к последующему слогу: о-ттечь. Это могут быть одинаковые согласные или просто сочетания разных согласных: о-ттечь, ша-пка, ко-шка.

Исключение из этого пункта: на согласный заканчиваются только те слоги в середине слова, которые заканчиваются на непарные согласные звонкие звуки (их называют очень звонкими, сонорными): [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]: май-ка, Сань-ка, ман-ка.

Если в слове в один звук сливается несколько звуков, то все они отходят к одному слогу: жу-жж(Ж)ать, отвлека-ться (ЦА). В этих случаях нельзя путать деление на слоги и морфемное деление для переноса слова: например, по слогам делим о-ттечь, это же слово для переноса делим так — от-течь.

Зачем уметь делить слово на слоги

Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.

Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.

Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.

К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.

Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.

Примеры

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:со-ло-вьи-ный

В этом сло­ве три сло­га откры­тые, а чет­вер­тый слог закры­ва­ет непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую. Учтем, что неред­ко фоне­ти­че­ский сло­го­раз­дел сло­ва про­ти­во­ре­чит орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу переноса.

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:у-ча-сти-е

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:уча-стие

Перенос слов

Ученикам, начиная с 1 класса, важно уметь не только правильно записывать отдельные слова, но и весь текст. Одним из способов грамотного оформления текста является перенос слов. Для чего необходим перенос и как следует переносить слова, расскажет наша статья.

Определение

Переносом называется разделение слова в тексте таким образом, что его начальная часть остается на одной строке, а конечная переходит на другую.

В устной речи такое разделение никак не отражается, а на письме после первой части слова ставится чёрточка «-».

Перенос используют как в рукописных, так и в печатных текстах. Его главная задача – красивое и верное (без потери смысла) оформление написанного, равномерное распределение текста по строкам или в колонке (эстетическая роль).

Читайте так же:
Как обвязать спинку стула

Детям сложнее читать слова, разделенные переносом, поэтому в детской литературе стараются не разрывать текст. Для других книг (текстов) желательно не использовать перенос больше пяти – семи раз подряд.

Основные правила

Правила переноса слов в русском языке относятся к орфографическим (передача слов на письме). Чтобы использовать их было легче, надо знать деление слов на слоги (слоги образуют гласные): пла-не-та, мо-ло-ко, пар-та. Именно такой способ переноса является самым простым, но важным.

При верном разделении на слоги большинство русских слов имеет несколько возможных вариантов переноса, каждый из которых будет правильным: тё-тенька и тётень-ка; смороди-на, сморо-дина и смо-родина.

Но не всегда слова можно разрывать на границе слогов. При переносе приходится учитывать значимые части (корень, окончание, приставка, суффикс): правильнее сестрин-ский, а не сестри-нский.

Перечислим основные правила переноса из школьной программы:

  • Не переносится и не остается в строке одна буква (неверно: я-ма или ям-а; неверно: а-прель, верно: ап-рель);
  • Не переносится и не остается часть слова без гласной (неверно: ст-раус, верно: стра-ус);
  • Согласный не отделяется от следующей гласной (надо: свинцо-вый, а не свиц-овый).

Особо стоит запомнить, когда перенос нельзя использовать:

  • Если в слове один слог (стол, стул, дом, сад);
  • В аббревиатурах (КГБ, ГЭС, СССР);
  • В официальных сокращениях (т.д., т.е., пр.);
  • Между фамилией и инициалами (Петров А.В.);
  • В условных обозначениях (Ту-154);
  • Между числами и единицей измерения (5 км, 7 кг);
  • В дефисных написаниях или наращениях (4-этажный, 70%-ный).

Перечисленные правила являются общепринятыми, но в типографиях применяют более сложные: запрещающие переносы, которые осложняют чтение.

Что мы узнали?

Разобравшись в понятии, мы узнали основные правила переноса. Выяснили, что слова нужно переносить по слогам, учитывая морфемы (минимальные значимые части слова: приставку, корень, суффикс). Определили, в каких случаях перенос невозможен (слова из одного слога, аббревиатуры, сокращения).

Конспект урока по русскому языку по теме «Перенос слов»

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Тема: Перенос слов.

Цель: -закрепление правил переноса слов .

1. Формирование предметных умений:

— делить слова на части для переноса;

— оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);

— каллиграфически правильно писать;

— делить слова на слоги, ставить ударение;

— составлять предложения из слов;

— правильно списывать слова и предложения;

— проверять написанное, сравнивая с образцом;

2. Формирование метапредметных умений:

— принимать и осваивать социальную роль ученика;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

— готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

— определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

— ориентироваться в учебнике, в тетради;

— ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

— находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

— делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

— донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

— учиться работать в паре .

I. Психологический настрой (формирование коммуникативных, личностных УУД)

II. Актуализация и проверка опорных знаний (формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

III . Изучение нового материала (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)

IV. Применение новых знаний (формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)

V. Рефлексия (формирование личностных УУД)

Психологический настрой на урок

— Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком.

— Надеюсь, что у вас замечательное настроение, и урок пройдёт интересно !

-К нам на урок пришли гости. Поздороваемся с ними. Садитесь!

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска ее боится.

— Подарим друг другу улыбку.

— Посмотрите, кто пришёл к нам на урок? ( Лунтик)

-Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Актуализация и проверка опорных знаний .

1.Число и Классная

— Лунтик прилетел на Землю и тоже хочет учится красиво писать и читать вместе с вами.

-С чего мы начинаем работу в тетради?

( записываем число и классная работа)

— Откройте тетрадки, положите их с правильным наклоном .

— Проверьте свою посадку.

1 . Ноги ступнями стоят на полу

— Взяли правильно ручку, приготовились к письму.

— Какие буквы пропущены? Вставьте. Покажите эти буквы на веере.

-В каком слове можно проверить безударную гласную?( Сент ябрь)

2.Переход( — минутка чистописания)

— Ребята, а мы ведь с вами не сразу научились красиво писать?!

— А кто скажет Лунтику, что мы делаем на каждом уроке, чтобы наши буквы были красивыми и правильно написанными?

(мы проводим Минутку чистописания).

-Друзья Лунтика передали нам письмо. Давайте вскроем и прочитаем его.

(Уважаемые ученики, нашемуЛунтику понравились вот эти буквосочетания, но он не знает, как их зовут?? Помогите ему? Назовите их! Научите нашего друга Лунтика писать их правильно и красиво! Спасибо! Друзья Лунтика! )

— Перед вами сочетания букв

— Какое сочетание «лишнее»? ( яя, потому что относится к гласным буквам, а остальные буквы согласные)

— Запиши те остальные букво сочетания в алфавитном порядке.

зз кк пп сс.

-Кто назовет первое сочетание, второе, третье, четвертое?

-Я пишу на доске, обращая внимание на правильное написание букв:

С 1/3 сверху – наклонная вверх , задерживаемся , опускаемся вниз, «качалочка », крючок до середины.

Наклонная, с 1/3 сверху — « бугорок », наклонная, « качалочка », « крючок» до середины.

Наклонная вниз, поднимаемся до середины наклонной, « бугорок », наклонная до 1/3 , «отрываем » ручку, выписываем « стульчик» , « качалочку» , « крючок» до середины.

Полуовал вправо, после разворота – острый уголок влево, длинная наклонная вниз, петелька , крючковая до середины.

Физминутка для пальцев:

3.Переход ( к словарной работе)

-Ребята по дороге к нам Лунтик встретил новых друзей , только забыл как, кого зовут ? (на доске плакат с изображением коровы, зайца, собаки, медведя — На столе у меня слова : Буренка, Жучка, Косой, Топтыгин.

-Кого так могут звать: Буренка, Жучка, Косой, Топтыгин?

( Записываем на доске поочередно с комментированием, диктуя по слогам)

Корова Буренка, собака Жучка, заяц Косой, медведь Топ — ты — гин .

-Разделите слово Топ-ты-гин на слоги.

-Как определить количество слогов в слове? ( сколько в слове гласных – столько и слогов).

-Почему мы некоторые слова написали с заглавной буквы с заглавной буквы? ( Клички животных пишут с заглавной буквы).

Физминутка для пальцев:

ВЫВОД:- Лунтик внимательно слушал нас и научился писать красиво и правильно!

III . Изучение нового материала

1 . Постановка проблемного вопроса——СЛАЙД -1

-Лунтик, когда отправлялся к нам на урок проснулся и увидел над собой прекрасное голубое небо . Он даже придумал предложение . А какое – вы сами догадаетесь, если составите его из слов , записанных на карточках.

РАБОТА В ПАРАХ:

( На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение)

ПЛЫВУТ НЕБУ СИНЕМУ ПО ОБЛАКА

— Какое предложение у вас получилось? ( По синему небу плывут облака. )

— Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе.

Последнее слово не помещается на строчке.

Что вы посоветуете Лунтику? ( разделить слово на части, перенести)

— А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется? ( Да, переносить слова надо по правилам.)

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

Тема нашего урока «Перенос слов»

— Какие цели мы поставим?

1.Вспомним правила переноса.

2.Будем учиться правильно переносить слова.

— Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова).

РАБОТА В ПАРАХ:

—А теперь поможем Лунтику дописать предложение, разделяя слова на слоги для переноса, комментируя его.

— Посмотрите на предложение, которое вы составили, найдите слово : ОБЛАКА

Возьмите ножницы и покажите, как можно перенести последнее слово. (Дети моделируют перенос слова облака .)

Проверка по СЛАЙД 4 (По синему небу плывут облака.)

Комментированное письмо:

По си-не-му не-бу плы-вут об-ла-ка.

Мы летим под облаками

А земля плывет под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома и человечки.

Мы летать устали что-то

Приземлились на болото.

-Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов.

Какое оно . Вспомните правило в стихах:

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

СЛАЙД 7- 8 — ВТОРОЕ ПРАВИЛО

Ребята, посмотрите на экран , прочтите слова, обратите внимание на выделенные буквы, сделайте вывод. ( А ня, мо я , а ромат, красна я )

-Он сразу же захотел рассказать эти правила своим друзьям. Он побежал по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Мы поможем Лунтику перебраться через болото, если выполним задания.

Работа в парах.

1 вариант – выписать слова, которые нельзя делить;

2 вариант – выписать слова, разделить черточкой для переноса.

Брать, Оля, жук, съезд, паук, устали, болото, Арина.

Слайд -10 Проверка

Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед справился с заданием. Исправьте ошибки простым карандашом, свертись с доской.

****РЕЗЕРВ: Работа в учебнике:

— Откройте учебник на странице 28, найдите упражнение №1.Прочитайте задание.

-А кто прочтет выразительно стихотворение?

-О каком «переносе» идет речь в стихотворении?( о переносе слов ).

-Зачем нужно переносить слова? ( Умея переносить, мы экономим место на строке , экономим ли ст в тетради, а значит, экономим бумагу и относимся бережно к лесу ).

-Вспомните правила переноса слов с одной строки на другую:

— Правильно, слова надо переносить по слогам.

-Все ли слова Вася правильно разделил для переноса?( нет! Е-гор, радо-сть, то-нна, пар- овоз – неправильно , пере-нос — правильно).

— Какие правила забыл Вася? Давайте повторим правила переноса сами и поучим Лунтика переносить слова .

— На доске те слова , которые переносил наш Вася . Их нужно разделить на части для переноса, а помогут нам в этом наши ножницы: радость, перенос, радость, тонна, паровоз, Егор.

(Учитель с помощью детей режет слова ножницами на части . Слово ЕГОР не делится — слог из одного гласного не переносят и не оставляют на строке )

— Запишите эти слова в тетрадь, разделив черточками для переноса.

( проверка по плакату).

(показываю на доске)

Мы летим под облаками

А земля плывет под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома и человечки.

Мы летать устали что-то

Приземлились на болото.

СЛАЙД- 11 Резерв.******* Применение новых знаний .

Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла.

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес:

е – два ,

И получил за это «два»,

Укол я перенес:

у – кол

И получил за это «кол».

Опять я перенес:

о – пять ,

Теперь, наверно, будет «пять»?!

— Какое правило переноса нарушил Пчелёнок , что нельзя делать при переносе слов по слогам? ( одну букву оставлять на строке)

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Лучик"

Онлайн-книги

Краенкова Н.Н., педагог дополнительного образования.

Красноярск, 2011 г.

Пояснительная записка

Комплексная модифицированная программа «Лучик» имеет социально-педагогическую направленность. Программа составлена на основе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» — ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова; М, 1984 г., подобран и переработан наиболее подходящий материал. Требование программы ставит шестилетнего ребенка в особое положение: ребенок осознает себя на пороге новой школьной жизни; педагог становится для него учителем. Вне занятий в коллективной деятельности детей возрастает самоорганизация и взаимоконтроль, складывается коллективное мнение и общие простейшие требования, которые предъявляются самими детьми, с учетом требований предъявляемых к дополнительному образованию.

Новизна и актуальность данной программы состоит в том, что она может составить альтернативу программам детских садов, так как для развития ребенка созданы следующие условия:

Интеллектуальное развитие (ребенок владеет большим запасом слов; решает простейшие задачи; владеет счётом)

Моторное развитие (хорошо работает с разными материалами: бумагой, картоном, крупой, пластилином; координация движения)

Зрелость психических процессов (память, внимание, мышление)

Эмоциональная зрелость (уменьшение импульсивных реакции; возможность длительное время выполнять однотипное задание; самоконтроль)

Социальная зрелость (потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп; способность исполнять роль ученика в ситуации «школьного» обучения)

Цель данной программы — всестороннее развитие личности ребенка,
обеспечение своевременного психологического развития детей и подготовка их к следующей ступени обучения.

1. Способствовать расширению кругозора детей и формированию представлений о разных областях деятельности.

2. Развить умения сравнивать, обобщать, группировать и анализировать.

3. Формировать прочные навыки чтения и письма печатными буквами.

4. Продолжать развитие познавательных процессов: памяти, речи, мышления,

логики, творческих способностей.

5. Воспитывать у каждого ребенка стремления к активной деятельности и творчеству, развивать самостоятельность и инициативу, чувство собственного достоинства, самоуважения.

Для решения данных задач в предлагаемую программу включены следующие разделы:

«Раз ромашка, два ромашка…» (математика), «Грамматейка» (грамматика), «Всё обо всём» (ознакомление с окружающим миром), «Эти правила нужны, эти правила важны» (азбука нравственности), «Чудеса своими руками» (оригами, аппликация).

Программа «Лучик» рассчитана для детей 6-7 лет. Набор детей в группы, осуществляется педагогам, опираясь на возрастные особенности ребенка и его кругозор.

Занятия ведутся в группах, наполняемость до 10 человек. Продолжительность занятия 2 раза в неделю по 3 часа и 2 раза в неделю по 2 часа по 30 минут, с перерывом по 10 минут. Изучаемые разделы программы «Лучик»:

«Раз ромашка, два ромашка…» (2 часа в неделю)

«Грамматейка»(2 часа в неделю)

«Всё обо всём» (2 часа в неделю)

«Эти правила нужны, эти правила важны» (2 часа в неделю)

«Чудеса своими рукам» (2 час в неделю)

Организация занятий планируется с учетом сложности усвоения дошкольниками материала в форме творческих игр, бесед, экскурсий, конкурсов, практических работ и т.д. Для оздоровления детей в условиях школы раннего развития «Лучик», используем следующие здоровьесберегающие технологии:

Профилактика близорукости и спазма аккомодации (зарядка для глаз).

Оптимальный двигательный режим (в середине занятия предусмотрены физкультминутки, пальчиковая гимнастика).

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы «Лучик» у учащихся предполагается развитие следующих умений и навыков:

«Раз ромашка, два ромашка…» (математика):

К концу обучения учащиеся должны знать:

Последовательность чисел от 0 до 20: уметь их называть, записывать, сравнивать числа, определять «соседей числа».

Состав чисел до 10

Математическое термины: треугольник, четырехугольник, квадрат, круг, овал

Должны уметь:

Решать простые задачи на + и – до 10

Различать геометрические фигуры:

Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, др. предметам.

Ориентироваться на листе бумаги.

«Грамматейка» (грамматика):

К концу обучения учащиеся должны знать:

Название букв русского алфавита.

Отличие гласных и согласных, мягких и твердых согласных.

Должны уметь:

Печатать слоги и маленькие слова

Печатать большую букву в именах, кличках

Составлять предложения с заданным словом.

Делать звуковой анализ слова

«Эти правила нужны, эти правила важны» (азбука нравственности):

К концу обучения учащиеся должны знать:

Слова приветствия и благодарности

Правила ухода за собой

Правила поведения в общественных местах

Правильно произносить звуки русского языка.

Должны уметь:

1. Составлять предложения с заданным словом

2. Составлять описательный рассказ по предмету

3. Составлять описательный рассказ по картинке

4. Отвечать на вопросы по содержанию

5. Пересказывать последовательно содержание текста

«Всё обо всём» (окружающий мир):

Знать названия времен года, отличительные признаки времен года.

Знать названия 4-5диких, домашних животных; 4-5 названий грибов, деревьев, цветов

Уметь ухаживать за комнатными растениями

Уметь выполнять правила личной гигиены

«Чудеса своими руками» (аппликация и оригами):
Знать правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем

Уметь вырезать формы по трафарету.

Знать особенности симметричного вырезания, вырезания способом сложения плоскости бумаги

Уметь выполнять предметные виды аппликации

Уметь получать из прямоугольного листа квадратный

Знать приемы складывания бумаги (двойной треугольник, конверт, двойной квадрат)

Уметь складывать оригами по образцу или по чертежам (пооперационным картам).

Результаты развития этих умений и навыков отслеживаются по мониторингу 2 раза в год (диагностическим картам) (см. приложение №1). Промежуточный контроль знаний и умений проводиться с помощью опросов. Опросы могут быть индивидуальными или групповыми. Индивидуальный контроль проводиться в виде устного опроса каждого ученика, групповой в виде выполнения игровых — тестов. (см. приложение № 2)

Предлагается следующие уровни оценки ЗУНов:

Форма подведения итогов реализации программы «Лучик»

Форма подведения итогов

«Раз ромашка, два ромашка…»

Математический брейн – ринг, игровые тесты – задания.

Ребусы, шарады, кроссворды, игровые тесты – задания.

Конкурсы, викторины, инсценировки,

«Эти правила нужны, эти правила важны»

Ребусы, шарады, кроссворды, инсценировки, конкурсы

«Чудеса своими руками»

Обработанная информация доводиться до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector