Поминальный стол у мусульман
Поминальный стол у мусульман
Мужчины и женщины на поминках сидят в разных помещениях, а если невозможно организовать разные помещения, то за разными столами.
Одевать следует в соответствии с событием. Женщины должны быть одеты в закрытые платья или кофты и длинные юбки. На голове обязателен платок. Одежда должна быть белой, либо светлых тонов. мужчины надевают костюмы сдержанных цветов, либо рубашки и брюки в светлых тонах, на голову — тюбетейку.
Во время поминок принято раздавать хаер (подаяние). Его раздает каждый, кто сидит за столом, всем остальным. После каждого подаяния, которое совершается по кругу, мулла читает молитву. Хаером служат деньги (сумма всегда остается на усмотрение раздающего), платки, мыло или чай.
Обед проходит в полном молчании. Никакие речи и воспоминания об усопшем не приветствуются. Не приветствуется (равно как и на похоронах) плач по усопшему, поскольку, согласно словам Пророка, когда по умершему плачут близкие, он мучается.
Алкогольные напитки на поминальном обеде строго запрещены.
После окончания обеда гости не задерживаются и быстро расходятся. Нетронутые блюда и сладости хозяева дома раздают всем собравшимся в виде гостинцев.
На поминки на седьмой, сороковой день и на годовщину приглашают муллу, родственников и людей, близко знавших усопшего.Как правило — это скромные чаепития со сладостями, которые символизируют сладкую загробную жизнь умершего. Во имя покойного раздают милостыню нуждающимся и совершают молитвы в мечети. Во время вторых и следующих поминок собравшиеся, в том числе и женщины, могут по желанию посещать могилу усопшего, тогда как на похоронах, по мусульманским традициям, присутствуют только мужчины.
Набор блюд
Особенность мусульманской кухни — абсолютное отсутствие свинины (запрещено Кораном).
На первое на мусульманском поминальном обеде принято подавать суп с домашней лапшой.
Также принято подавать плов и различные национальные сладости. Из напитков — традиционен чай.
Приводим рецепты поминальных блюд из расчета на 50 гостей
Суп-лапша домашняя
Для бульона
Мясо курицы, говядина или баранина – 2,5 кг
Морковь – 700 г
Лук — 700 г
Масло растительное – 150 г
Вода – 14 л
Соль – 2 ст. ложки с верхом
Молотый черный перец, лавровый лист
Для лапши:
1,2 кг муки высшего сорта
8 яиц
1 ч. ложки соли
Бульон:
Сварить мясо в подсоленной воде. Оделить мясо от костей и порезать небольшими кусочками. Морковь очистить, нарезать брусочками. Лук очистить, мелко нарезать. Спассеровать морковь и лук на растительном масле. Добавить в бульон мясо, пассерованные овощи и довести до кипения.
Заранее приготовить лапшу:
Замесить крутое тесто из муки, яиц и соли. Разделить на 12 частей. Каждую раскатать скалкой очень тонко и слегка подсушить. Нарезать из теста тонкую лапшу.
Непосредственно перед приходом гостей опустить лапшу в бульон с мясом и пассероваными овощами. Довести до кипения и сразу же снять с плиты. Добавить перец и лавровый лист.
Плов мясной
Рис — 8 кг
Баранина или говядина — 6 кг
Растительное масло — 2,5 л
Репчатый лук — 4 кг
Морковь — 4 кг
Зира — 5 ст. ложек
Барбарис — 5 ст. ложек
Перец красный — 3 ст. ложки
Перец черный — 4 ст. ложки
Паприка — 5 ст. ложек
Соль
Чеснок — 7 больших головок
Мясо нарезать крупными кусками, морковь — соломкой (вдоль корнеплода), лук — полукольцами.
Разогреть в казане растительное масло и обжарить мясо до образования румяной корочки. Добавить лук, морковь и обжаривать еще минут 5-7. Добавить специи соль, воду, чтобы не покрывала зирвак (мясо-овощная смесь) и тушить минут 10. Выложить предварительно замоченный рис, залить водой, чтобы она покрывала рис примерно на 3 см. Довести до кипения на сильном огне и убавить огонь до минимального, закрыть крышкой и варить до готовности. Когда рис полностью впитает воду, аккуратно воткнуть в него головки неочищенного чеснока по периметру, накрыть крышкой, и потомить еще минут 5. Дать слегка остыть.
Плов Фруктовый
Рис — 7 кг
Морковь — 3 кг
Изюм — 500 г
Сушеные яблоки 500 г
Курага — 500 г
Чернослив — 500 г
Яблочный или виноградный сок
Растительное масло — 1 л
Корица — 2 ст. ложки
Барбарис — 3 столовые ложки
Шафран — 3 ст. ложки
Имбирь — 1 ст. ложка
Соль
Сухофрукты тщательно промыть и замочить на 1,5-2 часа. Рис замочить.
Разогреть в казане растительное масло, обжарить морковь. Добавить соль и специи. Рис смешать с сухофруктами, добавить к моркови, залить соком так, чтобы он покрывал рис примерно на 3 см. Довести до кипения на сильном огне и убавить огонь до минимального, закрыть крышкой и варить до готовности. Можно подавать горячим и холодным.
Халва с миндалем
Семечки подсолнечника очищенные — 6 кг
Миндаль — 500 г
Мука — 3 кг
Сахар — 4 кг
Масло подсолнечное — 2 литра
Вода — 2 литра
Семечки подсушить в духовке. Размолоть в кофемолке. Муку подрумянить на сковороде без масла. Соединить семечки и муку. Сахар высыпать в сотейник, воду. Довести сироп до кипения и варить 10-15 минут до полного растворения сахара. Охладить. Смесь из семечек и муки залить маслом и приготовленным сиропом. Добавить миндаль. Тщательно вымесить. Выложить в форму, накрыть пленкой. Поставить в холодильник под пресс на полтора-два часа.
Чай
Корица — 200 г
Лимонные корки- 250 г
Сок апельсиновый 2,5 литра
Чай зелёный — 200 г
Кардамон — 50 зерен
Гвоздика — 50 шт.
Вода — 12,5 литров
Листовой зеленый чай залить кипяток, накрыть крышкой и оставить на 5 минут. Добавить лимонные корки, специи, сок. Настоять еще 5 минут. Процедить. Разлить по чашкам. К чаю подать листики мяты.
Мусульманские поминки
Обычаи по проведению похорон у разнообразных культур довольно-таки разные. Эти расхождения связаны как с самими похоронами, так и с процедурой поминовения умерших. В православной религии традиционно проводят поминальный обед на третий, девятый и сороковой день с момента смерти. У мусульман же поминки являются довольно спорным моментом. Пусть в мусульманской религии поминки всё же и не запрещены Шариатом, к ним в том самом, традиционном исламе несколько иное отношение по сравнению с православными.
Авторитетное мнение лиц, связанных с духовной сферой, абсолютно расходятся. У различных исламских народностей отношение к поминкам в Исламском государстве и традиционные действия по поминовению усопшего лица решается совершенно по-разному. Это касается не исключительно религии: здесь связаны и местные народные традиции и обычаи.
Принципы проведения поминок по мусульманским обычаям
- Пиры традиционно устраиваются исключительно по поводу положительных происшествий, но никак не по поводу отрицательных. Таким образом, трапеза на поминальной традиции должна быть максимально скромной.
- Трапеза в течение поминального обряда не может отвлекать людей от их скорби в течение первых дней после смерти, она должна напоминать о кончине и через сорок дней.
- Поминки в мусульманской культуре не должны создавать проблем в экономическом плане для семьи умершего, тем самым вынуждая их затрачивать лишние средства.
Временные промежутки, в которые проводятся поминки
Для мусульман не существует официально зафиксированных дней для поминальных обрядов. Многие мусульманские общины имеют обычай проводят поминальный обряд на третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Однако некоторые духовные лица Ислама к данным традициям относятся довольно критично, ссылаясь на то, что данный обряд был позаимствован у другой религии. Невзирая на подобные высказывания, подобное датирование обрядов весьма распространены у мусульман. Помимо этого, часто проводят поминки как в день смерти, так и через год. Конкретного решения вопроса насчёт того, в какие дни проводить поминки мусульманам, так и нет.
Традиции, связанные с поминками у мусульман
Есть множество особенных моментов, связанных с проведением поминальных обедов для мусульман. Для ислама запрещается на повышенных тонах оплакивать усопшего и причитать по поводу его смерти. Поминальные обряды в исламе проводятся в тихой обстановке, где не принято вести лишние разговоры.
В исламских общинах существует традиция коллективно собираться ради прочтения священной книги, и для поминок данный момент не является исключением. Таким образом, на поминальные обряды есть традиция приглашать муллу, дабы та читала молитвы. В исламе принято считать, что каждый верующий человек обязан помнить об уходе из этого мира, и благодаря наставлениям человека, напрямую связанным с религией, можно верно и в более лёгкой форме воспринять смерть близкого.
До сих в семьях, что придерживаются религиозных традиций, сохраняется обычай проводить поминальный обряд отдельно для мужчин и для женщин. В общинах, которые не столь серьёзно придерживаются стандартных традиций, есть ограничения лишь в отдельных столах и в размещении по разные стороны столов.
По словам многих лиц, задействованных в религиозной сфере, трапеза может быть финансово обременительна, тем самым отвлекая внимание семьи усопшего от оплакивания. Таким образом, рекомендуют отдавать все заботы насчёт организации поминальных ритуалов друзьям семьи умершего.
По мусульманским традициям, поминальный обряд должен быть связан с раздачей милости. Лучше сделать хорошее дело, накормить людей, которые нуждаются в этом, чем затрачиваться на дорогостоящие поминки. В качестве милости, хаира, дары разные, но стандартно используются некая сумма денег, платки, либо чай.
Где же следует проводить поминальные обряды мусульманам?
Следуя обычаям, поминальный обед проводят в доме семьи усопшего. Это – лишь пожелание, ведь случаи бывают разнообразные, к примеру, дома семьи покойного может быть попросту недостаточно для вмещения в него всех людей, пришедших на поминки. В случае такого казуса поминки можно провести в ресторане, либо в кафе.
Стол на мусульманские поминки
Для поминок готовят стандартные блюда в мусульманских традициях. Очевидно, на поминальных обрядах ислама совершенно недопустимо присутствие спиртных напитков, ведь употребление алкоголя считается грехом. Нередко подают разнообразные сладкие блюда, которые являются символом благой жизни в загробном мире для покойного.
Поминальный стол мусульман
Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина — это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») — это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.
Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.
Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).
Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.
Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.
Как похоронить правоверного мусульманина
Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.
После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:
- *омыть его тело (гусль);
- *обернуть его в саван (такфин);
- *совершить за него заупокойную молитву;
- *похоронить.
Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.
Дни и сроки
По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.
Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.
Приведение тела в порядок
Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются. В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).
Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал — надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.
В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.
Следующий этап — гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.
Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.
Омовение выкидыша
Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.
Обертывание в саван
Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).
Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.
Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.
Место захоронения и могила
Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.
Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.
Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).
Похоронная молитва и погребение
Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.
После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.
Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.
Почему сидя
Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.
Посещение могил мусульманскими женщинами
Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.
На какой день после смерти поминают
Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.
В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.
Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.
Правила поминания по Шариату
По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).
Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.
Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.
Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.
В Татарстане
У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.
В Азербайджане
У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.
В Казахстане
По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.
Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.
Поминальный стол
У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.
Специальные дни
Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.
Сколько длится мусульманский траур
Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.
Как должны вести себя верующие
Смерть — это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.
Дни поминок мусульман
Существует стойкое мнение, что якобы в Исламе существуют определенные дни поминок мусульман. Шариат не приветствует проведение поминок, но и нет строго запрета. Необходимо учесть то, что мусульмане различных регионов России частично перенимали субкультуру того региона, в котором находятся.
Происходила ассимиляция с другими национальностями. Культуры народов объединялись и менялись со временем. Естественно так же это не могло не сказаться на религии в целом и отношению разных народов к поминкам, в частности.
С начала 80х годов и до нашего времени происходит постепенное реформирование в религиозном мире. На смену традициям предков приходят истинные каноны Ислама. По Шариату для траура дается три дня. На 3й день поминальный обед вполне можно заменить садака.
В отличии от православной религии «садака» не только милостыня для нищих. Это может быть любое богоугодное дело. Общественное деяние, которое принесет пользу многим людям тоже считается садака.
Если все деньги мусульмане будут вкладывать в помощь нуждающимся, строительство дорог, школ, больниц и т.д., а не в проведение роскошных поминальных обедов, то это будет истинным садака.
Дни поминок мусульман в 7, 40 и 1 год скоро потеряют свою актуальность. Они не являются сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Поэтому по значению не должны отличаться от дней других.
Неужели об умерших нужно вспоминать только в эти дни? Поминальный обед разве сможет заменить искренние молитвы и облегчит участь душе в Судный день? Ценить людей нужно при жизни. После смерти за них можно только молиться.
В день похорон для близких усопшего нужна помощь если не материальная, то хотя бы моральная. Многие народности в Исламе в этот день приходят помочь с погребением. Не грешно их накормить, если не считать это именно поминками в прямом понимании.
Но и сами люди должны осознавать, что в этот день не стоит своим присутствием создавать дополнительные проблемы с поминками. Если искренне решили помочь, то участие в погребение и молитвы за покойного будет достаточно. После похорон у многих народов в Исламе сразу расходятся по своим домам.
Соседям или родственникам желательно на 3 дня пригласить близких покойного к себе. В дни траура нужно, чтобы с ними кто-то был рядом. Бытовые проблемы в любом случае для скорбящих отойдут на второй план. А вот нахождение в доме, в котором совсем недавно умер близкий человек, способно увеличить скорбь и ухудшить без того нелегкие душевные муки.
У мусульман не принято выражать скорбь больше положенного. Слезы не запрещены, но вот громкие рыдания и стенания уже под запретом. Человеку проще сдержать свои эмоции вне стен своего дома. Тем самым не совершить греха. Смерть только этап для того, чтобы обрести жизнь вечную. Можете узнать более подробно об отношении к смерти в Исламе.
До сих пор традиции, которые достались от предков еще с советских времен, главенствуют в проведении похоронных обрядов и поминок. Дни поминок мусульман в 3,7,40 и год, а также в 52 дня еще принято отмечать у народностей на территории бывшего советского союза.
Этот атавизм прежнего периода порицается религиозными деятелями Ислама. Можно рассматривать поминальные обряды разных народов мусульманского мира только, как культурное наследие. Истоки этих обрядов следует искать в далеком прошлом.
Похоронные и поминальные традиции могут различаться у одного народа, проживающих в разных регионах. Поэтому не стоит удивляться, если от приезжей родни услышите про обязательную традицию при поминовении, про которую не приходилось слышать до этого. Также это касается и проведения похорон.
Небольшое отступление. К примеру, у астраханских татар в начале IX века существовало несколько похоронных обычаев, которые могли несколько удивить поволжских татар. Единый народ, единая вера, но разное отношение к похоронам. После того, как могила покойного засыпана, все участники похорон расходятся по домам. Поминки в этот день не проводятся.
На могиле остается только один из близких умершего и могильщики, с которыми он должен рассчитаться за копку могилы. С ними он рассчитывается отрезом куска ситца. Учитывая то, что данная традиция имело место быть в начале прошлого века, кусок ткани может и имел какую-то ценность. Могильщики же ссорились при дележе ткани вплоть до драки.
Согласно поверью астраханских татар после того, как могила засыпана, к покойному приходит сатана. Если он видит ссору, то стремиться разжечь еще большую вражду между спорящими и сразу летит к ним. В этот момент душа покойного сможет ответить правильно на вопрос двух ангелов о том, кто его Бог. Сатана же не успевает его запутать в тот момент. С этой целью могильщики и заводят ссору.
Поверья и обычаи играют в поминках немаловажную роль. Родня и близкие покойного, естественно, опираются на те традиции, которые велись испокон веков. Нередко такие обычаи превалируют над основами религии.
Одно из правил Шариата- поминки делаются не для того, чтобы объедать близких покойного, а помочь им в трудную минуту. В свою очередь близкие выражают свою скорбь и почтение к умершему, давая садака нуждающимся и неимущим. Казалось можно этим и ограничиться. Опять же необходимо учитывать обычаи того народа, где проводятся поминки.
В Азербайджане будет считаться позором для семьи, если покойного не проводить достойно. Поэтому только скудное угощение и садака нищим – не для азербайджанцев. Исстари повелось так, что их поминальные обеды подразумевало наличие обильных угощений. Количество народа не ограничивалось приглашенными. Там не принято приглашать. Каждый имеет право прийти на поминки, если считает своим долгом проститься с умершим.
Поэтому на поминки в отдаленных населенных пунктах приходили со всех соседних поселков, а в городе целые кварталы. Количество народа набирается великое множество. Гостеприимство азербайджанцев не позволяет уйти гостям голодными. Затраты на поминальные обеды нередко превышает свадебные.
Обычно частные поминки у мусульман проводят на 3-й, 7-ой и 40-ой день и годовщину. Так же на 52 день принято считать, что тело полностью разлагается. Поминальным днем принято считать каждый четверг до 40-го дня. Сложно подсчитать, сколько за это время приходится родне умершего встречать различных гостей и каких все это стоит финансовых затрат.
Киргизы тоже не сторонники аскетических поминальных обедов. Обычаи их предков настоятельно рекомендуют разнообразить меню с угощениями и накормить большое количество народа. Это должно умилостивить дух умершего. Обязательно режут скот для угощения. Является своего рода жертвоприношением.
Не каждый содержит свою скотину, приходится покупать. Гостей много. Меню в соответствии с поминальными обрядами предков требует так же не малых затрат. Совсем неудивительно, что родственникам умершего приходятся занимать немалые деньги, чтобы соответствовать традициям.
Чечня и Ингушетия. Не придерживаются столь расточительных обычаев, как в Азербайджане. Но также поминки проводятся с массой народа, которые явились помочь в похоронах. Все вопросы, связанные с похоронами; омовением тела, подготовкой к погребению, копкой могилы — они берут на себя.
Следовательно, необходимо их всех накормить, разместить приезжих, найти дополнительные столы и стулья. Все эти житейские хлопоты могут на некоторое время отвлечь близких умершего. Уважить гостя-это основное правило для этих народов. Свои горести уходят на второй план. Может в этом то и заключен скрытый смысл поминок у чеченцев и ингушей?
Поволжские татары и башкиры. Традиции не отличаются столь разительно от всех других мусульман России. Дни поминовения те же: 3, 7, 40 и год. 52 дня не является обязательным днем для поминок, но рекомендуется в этот день читать молитвы. Считается, что мясо отделяется от кости и покойный мучается от этого.
Поминки у татар проходят скромно, с молитвами и обязательной раздачей подарков и садака «хаер». На поминальном столе поволжских татар не увидите экзотических блюд. Обычно это повседневная еда: суп из баранины, лапша с картошкой и мясом, много фруктов выпечки и сладостей. Женщины и мужчины обычно едят раздельно, за отдельными столами или в разное время.
Поминки у татар и башкир-это в первую очередь возможность собравшимся почитать молитву за упокой. При этом можно почитать не только за одного, а за всех умерших родственников. Раздавая хаер собравшимся-это скорее не садака, а традиция от предков. Каждому обычно дают небольшую сумму, в 2017 году это не более 50-100 руб.
В обязательном порядке деньги дают деньги и маленьким детям. Хаер раздаю не только деньгами, но и носовыми платками и т.д. Уходящим гостям собирают с собой угощение, нередко собирая в пакет дополнительно пакеты с чаем и другими гостинцами. Чуть побогаче собирают пакет для того, кто читал молитву или рассчитываются с ним деньгами.
Как видно из вышесказанного, что поминки у татар не отличаются излишними затратами. Если каждый из собравшихся мусульман прочитает молитву за душу покойного, то тем самым увеличит шансы его душе попасть в Рай. Так же, придя домой и кушая подарки с поминок он будет поминать покойного добрым словом и молитвами. В этом цель у поминок среди мусульман татар и башкир.
Традиции пришедшие из глубины веков со временем теряют свой первоначальный статус. Похоронные обряды и поминальные обеды обретают новые формы. Ранее упоминали, что детали в проведении обрядов поминовения могут сильно отличаться даже в соседних городах.
Чтобы соблюсти все каноны Ислама в этом деле лучшим вариантом будет позвонить в местную мечеть. Там помогут советом и делом. Если же запланировать проведение поминок заранее, то вполне можете воспользоваться услугами нашего сайта. Необходимо только