Презентация, доклад на тему Технология организации и проведения дискуссии
Презентация, доклад на тему Технология организации и проведения дискуссии
Презентация на тему Технология организации и проведения дискуссии, предмет презентации: Педагогика . Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 14 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
- Главная
- Педагогика
- Технология организации и проведения дискуссии
Слайды и текст этой презентации
(от лат. discussio — рассмотрение, исследование) обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения; прения.
(Толковый словарь Д.Н. Ушакова)
1. Задачи конкретно-содержательные:
осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
актуализация ранее полученных знаний;
творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.
2. Организационные задачи:
распределение ролей в группах;
соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;
выполнение коллективной задачи;
согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.
Задачи учебной дискуссии:
Установление доверительных взаимоотношений с учащимися;
Четкое определение темы и объема обсуждаемого материала;
Продуманность тактики ведения дискуссии и ведущим, и участниками;
Умение учителя и учащихся организовывать деловое общение, вести дискуссию и др.
Основные условия эффективного проведения дискуссии:
«Круглый стол»
«Дебаты»
«Эстафета»
«Аквариум»
«Вертушка»
Соревнование
Конференция
Займи позицию (Шкала мнений) и др.
Виды групповых дискуссий:
Подготовительный этап «Введение в дискуссию»:
Формулирование проблемы и целей;
Создание мотивации к обсуждению;
Установление регламента и основных этапов;
Совместная выработка правил дискуссии;
Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.
Этапы проведения дискуссии:
Предъявление проблемной ситуации
Приёмы введения в дискуссию
Стимулирующие вопросы «Что?», «Как?», «Почему?»
Ролевое проигрывание проблемной ситуации
Анализ противоречивых высказываний
Постановка проблемных вопросов
Обмен участниками мнениями по каждому вопросу.
Цель этапа: собрать максимум мнений, идей и предложений, соотнося их друг с другом.
Основной этап «Обсуждение проблемы»
Я критикую идеи, а не людей
Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению
Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему
Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов и др.
Правила поведения в дискуссии:
«П» — позиция. Я считаю, что…
«О» — обоснование. …потому, что…
«П» — пример. … например…
«С» — следствие. … поэтому…
совместная оценка
эффективности
проделанной работы
Этап подведения итогов и анализ
Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?
В каком отношении мы не достигли успеха?
Отклонились ли мы от темы?
Принимал ли каждый участие в обсуждении?
Были ли случаи монополизации обсуждения?
Обучение дискуссии на уроках иностранного языка (на примере УМК для 5–11 классов «Французский язык» В. Н. Шацких и др.)
Выступление на тему «Обучение дискуссии на уроках иностранного языка (на примере УМК для 5–11 классов «Французский язык» В. Н. Шацких и др.)» прошло в «День учителя французского языка» на Педагогическом марафоне учебных предметов-2017.
Эксперт: Вера Николаевна Шацких, кандидат педагогических наук, доцент
Ключевые вопросы: Как обучить детей свободному говорению на французском языке при помощи метода дискуссии, используя УМК ОИГ «ДРОФА-ВЕНТАНА» для 5-11 классов?
Суть: Дискуссия — это сложный вид общения, включающий целый комплекс речевых умений. В учебном процессе дискуссия особенно ценна: это задача, взывающая к актуальным для учащихся темам и способная мотивировать их к говорению.
УМК по французскому языку ОИГ «ДРОФА-ВЕНТАНА» представляет собой полную линейку учебников, включая аудиоприложения, открытые для бесплатного скачивания в Интернете. Книгу для учителя и программу курса также можно скачать на сайте издательской группы. В ближайшее время планируется дополнить УМК рабочей тетрадью. Авторы учебников поставили перед собой задачу научить школьников свободно говорить на втором иностранном языке, и для этого призывают использовать метод дискуссии.
А что на практике?
Как эффективно проводить дискуссии на уроке французского?
1. Выбор подходящей темы. Она должна быть актуальной, проблемной и противоречивой, соответствовать дидактическим задачам, а ученики — быть психологически и эмоционально готовыми беседовать на заявленную тему. Чтобы предложить актуальные темы, авторы учебника опирались, с одной стороны, на результаты анкетирования среди учащихся российских школ, с другой стороны — на исследование французской подростковой прессы. Каждая тема шире, чем кажется на первый взгляд. В ее основе лежит противоречивое, неоднозначное высказывание: например, «почему не все любят путешествовать», «смысл обучения детей иностранному языку в детском саду».
2. Планирование результатов. В процессе дискуссии учащийся приобретает следующие навыки:
- Определяется со своей точкой зрения относительно темы и грамотно ее высказывает;
- Приобретает навык говорить по регламенту: кратко и по существу;
- Учится уважительно относиться к чужим мнениям, пусть даже они диаметрально противоположны его собственным;
- Старается высказывать конструктивную критику и адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес;
- Работает в группе, продуцирует множество решений;
- Развивает навык публичных выступлений, отстаивая свою правоту.
3. Порядок проведения. На подготовительном этапе не только формулируем проблему, но и определяем основной круг вопросов, готовим примерные тезисы. Перед каждой дискуссией в учебнике дана логико-смысловая карта проблемы: в ней дана разработка темы, определена проблема, контрастные мнения, как правило — французских подростков, аргументы в пользу каждой позиции. Второй этап — собственно проведение дискуссии, и тут важно учитывать специфику мероприятия: круглый стол, дебаты, эстафета, дискуссия в формате «аквариума» или ток-шоу — у каждого жанра свои правила. Третий этап — подведение итогов, формулировка выводов. На этом этапе все участники дискуссии должны получить грамотную обратную связь.
Специфика проведения дискуссии на уроке французского языка с 6 по 11 класс
К учебной дискуссии нужно готовиться: в средней школе дети пока не настолько знают язык, чтобы высказываться спонтанно. В зависимости от жанра, в ходе дискуссии отрабатываются разные речевые задачи: сообщение, объяснение, одобрение, осуждение, убеждение. Чтобы подготовить класс, требуется провести целый комплекс речевых упражнений. К тому же, у детей для обсуждения каждой темы должны быть сформированы соответствующие лексические, грамматические и произносительные навыки.
6 класс. Как можно больше лексики! Освоения метода дискуссии легче всего идет на знакомой лексике, поэтому дети должны знать много слов из каждой темы. Грамматика: степени сравнения наречий, согласование прилагательных в роде и числе с существительными, частичный артикль, употребление артиклей перед именами собственными. Говорим в настоящем времени. Темы дискуссий: в основном описательные, без необходимости употребления времен. Школьная жизнь, представления об идеальной семье, досуг школьников, национальные праздники во Франции и России, принципы правильного питания, спорт и здоровый образ жизни.
7 класс. Грамматика: осваиваем времена, употребление глаголов. В тематиках дискуссий начинаем обращаться к прошлому. Темы дискуссий: досуг подростков во время каникул, воспоминания из детства, карманные деньги и сколько их нужно школьнику.
8 класс. Грамматика: акцент на чтение! Правила косвенной речи, согласование времен, пассивный залог и вся грамматика, необходимая для пересказа и анализа прочитанного. Темы дискуссий: профессии, связанные с риском и приключениями; история государств, великие исторические личности и великие люди Франции.
9 класс. Грамматика: систематическое повторение пройденных тем и обобщение. Жанр дискуссии — дебаты. Темы дискуссии: самые широкие, с использованием всей известной лексики и грамматики. Еда, развлечения, спорт, средства коммуникации, вопросы красоты, Интернет и школьная жизнь.
10-11 класс. Снова акцент на чтение, причем текстов различных жанров и стилистик. Повторение пройденного материала по грамматике. Жанр дискуссии — круглый стол. Темы дискуссии — широкие, философские. Литература, музыка, поэзия, страноведческие темы о Париже и истории Франции, проблема выбора профессии, глубокие темы о науке и ответственности человека за окружающую среду.
Презентация на тему: Как вести дискуссию
№ слайда 1
№ слайда 2
№ слайда 3
«+» «+» Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений
№ слайда 4
Этап 1-ый, введение в дискуссию: Этап 1-ый, введение в дискуссию: Формулирование проблемы и целей Создание мотивации к обсуждению Установление регламента и основных этапов Совместная выработка правил дискуссии Выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий
№ слайда 5
Предъявление проблемной ситуации Предъявление проблемной ситуации Демонстрация видеосюжета Демонстрация материалов (статей, документов) Ролевое проигрывание проблемной ситуации Анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему Постановка проблемных вопросов Альтернативный выбор
№ слайда 6
Этап 2-ой, обсуждение проблемы: Этап 2-ой, обсуждение проблемы: Обмен участниками мнениями по каждому вопросу
№ слайда 7
Сформулировать цель и тему дискуссии Сформулировать цель и тему дискуссии Установить время дискуссии Заинтересовать участников дискуссии Добиться однозначного понимания проблемы Организовывать обмен мнениями Активизировать пассивных Собрать максимум предложений по решению обсуждаемой проблемы Не допускать отклонения от темы Уточнять неясные положения Помогать группе прийти к согласованному мнению Четкое подведение итогов
№ слайда 8
Уточняющие вопросы Уточняющие вопросы Парафраз Демонстрация непонимания «сомнение» «альтернатива» «доведение до абсурда» «задевающее утверждение» «нет – стратегия»
№ слайда 9
Этап 3-й, подведение итогов обсуждения Этап 3-й, подведение итогов обсуждения Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения Совместная оценка эффективности дискуссии
№ слайда 10
Приглашайте к участию стеснительных детей Приглашайте к участию стеснительных детей Отправляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому Если вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять Вытягивайте больше информации Не отвлекайтесь от предмета дискуссии Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей
№ слайда 11
«П» — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что… «П» — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) Я считаю, что… «О» — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) …потому, что… «П» — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) … например… «С» — следствие (вывод, что надо сделать, призыв к понятию вашей позиции) … поэтому…
№ слайда 12
Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Выработка учащимися согласованного мнения и принятие группового решения Обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу
№ слайда 13
Я критикую идеи, а не людей Я критикую идеи, а не людей Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов
№ слайда 14
– участник коммуникаций – участник коммуникаций — стол
№ слайда 15
Эстафета 4×100 метров
Эстафета 4×100 метров — командная дисциплина в легкоатлетической программе. Команда из 4 спортсменов должна, передавая эстафетную палочку, пробежать 400 метров и опередить на финише соперников. Проводится только в летнем сезоне на 400-метровой дорожке стадионов.
Содержание
Правила и техника [ править | править код ]
Эстафета начинается со стартовых позиций бега на 400 метров и каждая команда всю дистанцию бежит по своей дорожке [1] . Дистанция состоит из четырёх этапов, передача палочки следующему участнику должна осуществляться в коридоре длиной 20 метров, на специально отмеченных дорожках.
Самый сложный технический приём — передача палочки, который требует слаженности, вырабатываемой в тренировках. Спортсмены не имеют права смазывать ладони каким-либо клеящим составом или надевать перчатки для лучшего удержания палочки. Оптимальной считается передача палочки в последней трети 20-метрового коридора, которая позволяет получающему палочку спортсмену достаточно разогнаться и получить эстафету с ходу. В наилучшем случае спортсмены передают друг другу палочку, не снижая максимальной скорости.
Существует два основных способа передачи палочки [2] . В первом случае палочка передаётся сверху вниз в открытую ладонь (так обычно передают сборные США) и снизу вверх (сборная СССР, России). При технике «сверху вниз» несколько выше вероятность потерять палочку в моменты передачи, при технике «снизу вверх» в моменты перехватывания от этапа к этапу может «кончиться» длина палочки и на последнем этапе возникнут проблемы с передачей.
Наиболее распространённая ошибка, которая приводит к дисквалификации команды — передача палочки за пределами коридора. При потере палочки спортсмен может подобрать её и продолжить дистанцию с того же места, где он её покинул, и не должен за счёт этого сокращать дистанцию.
На крупных соревнованиях (чемпионат мира, Европы, Олимпийские игры) соревнования в эстафете, как правило, проводятся в два этапа (полуфинал, финал). В этом случае команда имеет право заменить не более двоих участников после предварительного этапа. Команда в итоге может состоять из 6 спортсменов и все будут награждены, если завоюют призовое место.
История [ править | править код ]
Эстафета 4×100 метров входит в программу Олимпийских игр у мужчин с 1912 года и у женщин с 1928 года. В программу летних чемпионатов мира и Европы входит с самого начала. Наибольших успехов в мужской эстафете добивались спортсмены США, в женской эстафете — спортсменки ГДР и США. Выдающихся успехов в эстафете добились Фрэнк Уайкофф (США), выигрывавший в составе команды золотые медали на трёх олимпиадах (1928, 1932, 1936) и Эвелин Эшфорд (США), выигрывавшая в составе команды золотые медали на трёх олимпиадах (1984, 1988, 1992).
Мировые рекорды [ править | править код ]
Рекорд | Спортсмен | Страна | Дата | Место |
36,84 [3] | Мужчины | Ямайка | 11 августа 2012 | Лондон, Великобритания |
40,82 [4] | Женщины | США | 10 августа 2012 | Лондон, Великобритания |
Тактика [ править | править код ]
Тренеры команды имеют широкие тактические возможности, распределяя спортсменов на этапах в зависимости от их силы и навыков. Так, на первый этап лучше ставить специалиста хорошего старта, кто хорошо бегает короткий спринт в 60 метров, на прямом и самом длинном втором этапе хорошо может выступить специалист в беге на 100 метров, на третий этап бывает выгодно поставить специалиста в беге на 200 метров, который хорошо проходит вираж. Обычно принято ставить самого сильного спортсмена на последний этап, но иногда его возможности используют и на первом этапе.