Советская мебель: история развития, стили и фото
Советская мебель: история развития, стили и фото
Когда речь заходит о советской мебели, то чаще всего можно услышать 3 такие вещи:
- «Своей мебели в СССР никогда не было. Ее привозили из ГДР, Венгрии, Чехословакии и т.п.».
- «Она была ужасной на вид».
- «Она была качественной».
С каждым из этих утверждений можно поспорить. Но мы не хотим этого делать. Давайте просто окунемся в атмосферу прошлых лет, посмотрим фото и вспомним, какой же на самом деле она была (да, да, была) – советская мебель.
Виды и стили советской мебели
Как развивалось производство товаров для дома в СССР? В каких стилях изготавливалась советская мебель? Рассмотрим эти вопросы далее.
Начнем с того, что в дореволюционной России мебель производилась в основном вручную или полукустарным способом. Мебельные фабрики были сосредоточены вблизи Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, Киева и некоторых других городов.
При СССР промышленность начала набирать обороты, и к 1940 году в стране уже было много специализированных предприятий в Москве, Харькове, Таганроге, Махачкале, Гомеле, Симферополе и др. городах. Они массово выпускали простую и дешевую мебель для широких слоев населения, а также более качественные и «шикарные» изделия для новых гостиничных и административных сооружений.
Во время Великой Отечественной войны заводы, по большей части, были сосредоточены на выпуске разнообразных товаров для фронта. После их реорганизовали в лесопильные и деревообрабатывающие фабрики. Говорить о развитии качества и дизайна советской мебели стало можно только к концу 1950-х. Но давайте посмотрим, что же было до этого.
Советская мебель в 30-50-е
Наиболее подходящим для описания советской мебели тех времен является стиль ампир или точнее «сталинский ампир», сочетающий в себе барокко, имперский стиль эпохи Наполеона I и поздний классицизм. Главными его характеристиками являются некоторая помпезность и монументальность.
Так, советская мебель изготавливалась из массива дерева (часто из дуба), имела весьма внушительные габариты и, судя по виду, была способна простоять лет 100. Деревянные детали украшались вычурной резьбой. Для мягкой мебели выбирался яркий и узорчатый текстиль. В завершение убранства интерьер дополнялся лепниной, коврами, бронзовыми светильниками, расписной керамикой и хрусталем (разумеется, в домах тех, кто мог себе это позволить).
Среди наиболее запоминающихся моделей советской мебели 30-50-х стоить отметить диваны с полочкой и зеркалом, массивные буфеты для посуды и одежные шкафы под ключ с двумя отделами (для складываемой одежды и вешалок).
Однако «сталинскому ампиру» было не суждено как-либо усовершенствоваться или развиться. В конце 1955 года в СССР было подписано Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Благодаря этому на сцену вышла советская мебель в стиле минимализм.
Влияние «оттепели» на советскую мебель
Следующий период, в котором формировалось новое направление советского мебельного дизайна, пришелся на завершение 1950-х годов и продолжался вплоть до конца 1970-х. Его также называли периодом «хрущевской оттепели».
В 1957 году мебельная промышленность СССР пережила свое второе рождение благодаря подписанию указа об ускорении темпов жилищного строительства. Его задачей было в короткий срок обеспечить квартирами как можно большее число людей. Поэтому квартиры эти (известные как «хрущевки») делали очень маленькими и с низкими потолками, в отличие от тех же просторных «сталинок». Соответственно, в таких условиях массивная советская мебель 30-50-х годов уже не могла пользоваться большим спросом. Это стало еще одной причиной, почему в тот период дизайнеры СССР поголовно ударились в минимализм.
Главный акцент стал делаться на производстве мебельных наборов, а не отдельных предметов мебели. Такие наборы разрабатывались специально для 1-, 2х- и 3х-комнатных квартир. При этом большое внимание уделялось удобству: нужная конфигурация стола, стула или шкафа тщательно просчитывалась на основании показателя среднего человеческого роста. Для снижения стоимости мебели стали широко применять ДСП, фанеру и полимерные материалы. Также в производство были введены эффективные процессы лакирования.
Среди новых видов мебели стоит отметить кресло-кровать, диван-кровать, простые низкие стенки на ножках или без, раскладные столы и кухонные гарнитуры.
Интересно, что многие продукты, выпущенные в то время в СССР, не уступали по своему качеству и дизайну аналогичным зарубежным моделям. Мягкая мебель, кухонные, гостиные и детские гарнитуры, несмотря на свой аскетический характер и минимализм, выглядели очень стильно и по своей эстетике были не хуже, например, тех же датских и американских изделий.
Советская мебель в 80-е и до распада СССР
К сожалению, о советской мебели после начала 80-х можно сказать мало чего хорошего. Эстетика начала стремительно меняться и не в лучшую сторону. Так, для оформления гостиной стали предлагать только однотипные «горки». Но и те не особо радовали своим мрачным темным цветом, обильно полированной поверхностью, которую приходилось постоянно протирать, либо откалывающимися кусками фанерного покрытия.
Что касается качества, то оно также начало постепенно ухудшаться. Ножки и углы мебели стали быстрее портиться из-за применения низкокачественной фанеры, металлическая и пластиковая фурнитура быстро расшатывалась и в целом дизайн мебели оставлял желать лучшего.
Именно от такой мебели сегодня все стремительно пытаются избавиться. Но что же касается более «древних» изделий из 50-60-х, то мы советуем вам хорошенько подумать, прежде чем выбрасывать советский книжный шкаф (полку, стол или пр.) тех лет на улицу. Возможно, им требуется небольшой ремонт, но он еще может стать достойным элементом вашего интерьера – ведь простые формы и минимализм снова вступают в моду! О методах реставрации советской мебели мы расскажем вам в одной и ближайших статей на Dekorin . Оставайтесь с нами!
Многие выбрасывают, а зря. 6 вещей из СССР, которые украсят вашу квартиру сегодня
Могли ли вы ожидать, что старые бабушкины салфетки пригодятся?
Ron Lach / Pexels
Эпоха СССР отличалась особым колоритом и самобытными атрибутами. Сейчас мы со смехом вспоминаем ковры на стенах и самодельные шторы из открыток, считая их нелепыми пережитками прошлого. Однако это не значит, что все нудно относить на помойку. Некоторые предметы интерьера отлично впишутся и в сегодняшние квартиры. Рассказываем про 6 вещей из обстановки дома советского времени, которые можно смело брать на вооружение прямо сейчас.
Вязаные кружевные салфетки
В Советском Союзе кружевные салфетки, связанные крючком, были особым шиком. Пожалуй, не было такого дома, где эти произведения ручного искусства не лежали бы чуть ли не на каждой свободной поверхности: ими накрывали тумбочки, столы, подушки на кровати и даже телевизор. Такой элемент декора был легкодоступен, ведь хозяйки могли связать его самостоятельно. К тому же он придавал интерьеру уют. Автор портала об истории рукоделия Наталия Горюшкина рассказывает, что в 1940-х мастерицы начали придумывать новые узоры и возрождать старые традиции.
В наше время салфетка, связанная крючком или спицами, получила вторую жизнь. Хендмейд претерпевает возрождение, и вещи, сделанные собственноручно, дико популярны. Появляются новые техники, качественные материалы и необычные узоры, предпочтение отдается не только белому цвету, как это было раньше, а разнообразным оттенкам, которые прекрасно впишутся в любой интерьер.
Мастер и продавец вязаных изделий Елена комментирует:
«Уют в доме создается с помощью текстильного украшения. Таким текстильным украшением может стать простая вязаная салфетка — и это уже классика! Украшения из вязаных салфеток было незаслуженно забыты и отправлены в „бабушкин сундук“, но с модой на стиль прованс, скандинавский стиль и шебби-шик вязаная салфетка приобретает абсолютно другую форму и становится стильным элементом интерьера и не только».
Лампа под абажуром
Лампа под абажуром — что может быть более уютным? В СССР этот предмет интерьера был обязателен в каждом доме. Располагали его обычно с креслом-качалкой, если это был напольный торшер, либо ставили на стол, когда лампа была небольшого размера. Мягкий рассеянный свет, ощущение уюта и ни с чем не сравнимые воспоминания — все это сполна давал абажур.
Корреспондент издания «Российская Газета» Андрей Полухин рассказывает:
«Что касается торшеров, то вся хитрость была в цвете тканевого абажура — в идеале он должен был повторять цвет штор. Стоял торшер около кресла и не подменял собой ночник у изголовья дивана — настольную лампу с небольшим абажуром либо плафоном. По большому счету оба этих прибора использовались, в основном, во время чтения — читали в советское время немало».
Сейчас абажур остается все так же популярен и, пожалуй, истинные эстеты и ценители уюта отдают ему предпочтение. Магазины изобилуют различными вариантами этой лампы, предлагая различные формы, цвета и материалы изготовления. Любители хендмейда тоже изготавливают абажуры, утверждая, что они всегда пользуются большим спросом.
Автор канала о дизайне комментирует:
«В СССР ставка делалась на функциональность с учетом зрительной эргономики: чтоб читать, сидя в кресле, при свете торшера было удобно. Кто ж тогда мог знать, что простые геометрические формы станут основой дизайна сегодняшнего современного стиля? Поставьте в нынешнюю обстановку простой торшер с двумя рожками-конусами 1960-70-х Лихославльского завода светотехники (что в Тверской области) и не прогадаете. Новое — это хорошо забытое старое».
Румынские кресла
Мебель в Советском Союзе не была предметом тотального дефицита, и достать ее, в принципе, не являлось чем-то из области фантастики. На территории страны открывались мебельные предприятия и небольшие фабрики при заводах, однако, качество и функциональность продукции оставляла желать лучшего. Чтобы достать что-то добротное, приходилось подключать влиятельных знакомых.
Автор исторического блога Максим Мирович рассказывает:
«Что производилось из мебели в СССР? Делались панцирные кровати, выпускались отдельные предметы мебели — главным образом, простенькие кухонные комоды, сбитые из клеенного щита, буфеты, табуретки, простые стулья и прикроватные тумбочки. Еще начали появляться мягкие кресла, диваны и прочее подобное. Более-менее качественные гарнитуры были редкостью и тут же становились дефицитом, очередь на который могли вам продать или уступить».
Мебель, выпускаемая другими странами, считалась более качественной, функциональной и красивой. Особым шиком являлась румынская мебель, достать ее было сложно, но тот, кому это удалось, становился настоящим счастливчиком. Наиболее ярко в памяти граждан СССР сохранилось знаменитое румынское кресло с характерными подлокотниками и ножками.
«Румынская мебель в советские времена для многих считалась пределом мечтаний, в ней сочетались и комфорт, и престиж, и изящество линий барокко-рококо. При производстве мебели в социалистической Румынии явно не жалели лака, возможно, это дань тогдашней моде».
Казалось бы, как может румынское кресло все еще быть востребованным в наше время? Однако все чаще в интерьерах квартир, офисов или общественных местах можно встретить этот предмет мебели. Особенно выигрышно они смотрятся после перетяжки в обстановке стиля лофт. Иногда реставрируют старые оригинальные кресла, придавая им облик былой эпохи, но также в продаже можно найти и новые кресла, которые сделаны под стиль советских времен.
Форумчане делятся своими идеями, как вписать кресла в современный интерьер:
«Мы с мужем купили старые румынские кресла для интерьера. 7 месяцев не могла взяться за их переделку. Надо было подумать, потом не было инструмента, потом не могла выбрать ткань. Но в какой-то момент все сложилось, и кресло было сделано за 2 дня. Решила делать сама!»
Вещи с чеканкой
Чеканка — это техника художественной обработки металла, когда на его поверхности выбивается узор или рисунок. Во времена Советского Союза чеканка была очень распространена. Предметы с таким украшением становились отличным дополнением к интерьеру, а в связи с реалиями тотального дефицита, еще и отличным способом привнести в квартиру элементы декора. Чеканкой украшали сувенирные металлические тарелки, часы, медальоны статуэтки и картины. Стоит отметить, что этот вид искусства высоко ценился и считался признаком достатка.
Блоггер Юлия Яхина рассказывает:
«По причине дефицита в советскую эпоху была мода на чеканку. То есть среди мужчин многие увлекались изготовлением чеканок по рисункам. Некоторые сами рисовали, а в основном срисовывали картинки из журналов, по кальке, передавали друг другу».
«В обиход картинки-чеканки прочно входят где-то в 60-х годах. Это своеобразный хендмейд ушедшей эпохи, так как сначала их изготовляли кустарно».
В наше время чеканка совсем не забыта, как может показаться на первый взгляд. Дизайнеры активно применяют ее в декоре помещений, успешно вписывая этот прием в различные стили. Конечно, сама техника чеканки поднялась на более высокий уровень, и от этого она стала еще более высоко цениться как профессионалами, так и просто любителями красивых вещей.
Дизайнер Игорь Скоробогатов делится опытом:
«В соответствии с тенденциями современного оформления дома или квартиры восточные аксессуары, среди которых чеканка в авангарде, можно и нужно вписывать ее в классический европейский интерьер. Органично и грамотно оформленные дополнения способны создать неповторимую атмосферу не хуже, чем это может сделать дорогостоящая мебель и брендовые детали декора».
Фарфоровые статуэтки
Фарфор был негласной визитной карточкой времен СССР. Статуэтки, выполненные из этого хрупкого материала, были в свободном доступе в продаже, производились огромными партиями и также массово скупались народом. На территории Советов функционировали такие известные предприятия по изготовлению фарфора как Дулёвский фарфоровый завод, Ломоносовский фарфоровый завод, Гжельский фарфор, Фарфор из села Песочное.
Сейчас советский фарфор является очень ценным антикварным предметом. Фарфоровые статуэтки по бешеным ценам скупают коллекционеры, за некоторыми экземплярами открывается настоящая охота.
Автор портала «Life» Майя Новик комментирует:
«Самые массовые изделия сейчас можно продать за 300–800 рублей. Но есть и дорогие экземпляры. До 20–50 тысяч долларов может доходить цена статуэток».
Кроме того, сам по себе фарфор широко представлен в современных магазинах. Фигурки используют для украшения интерьера, создания уюта и, конечно же, сейчас коллекционировать фарфор отнюдь не дешевое удовольствие.
Дизайнер Наталья Нефедова советует:
«Фарфоровые статуэтки когда-то были очень популярны, они служат отличным дополнением интерьера и сейчас. Любой интерьер без приятных мелочей смотрится неуютно, фигурки привносят атмосферу умиротворения в помещение. В последние десятилетия стало очень модным увлечение антикварным русским и винтажным советским фарфором».
Елочные игрушки
Что что, а елочные игрушки советской эпохи — это нечто уникальное, удивительное и переносящее в детство. Часики, шишки, елочки, лыжники — все невероятно хрупкое, идеально раскрашенное и с четко прописанными мелкими деталями.
На форумах ностальгируют по самым теплым временам и предаются воспоминаниям:
«Хорошо помню момент из детства, когда мама доставала из кладовки коробки с елочными игрушками. Это были самые красивые игрушки, сделаны из тонкого стекла, обсыпаны сверкающим порошком, или раскрашены светящейся в темноте краской. Также в коробке находились стеклянные яблочки, морковки, грибы. Еще были игрушки плоские, вырезанные из картона, красиво раскрашены. Много стеклянных бус, звезд и героев любимых сказок».
Теперь советские елочные игрушки претерпевают второе рождение. Сейчас все стараются быть оригинальными, когда дело касается обстановки и интерьера квартиры. И именно мотивы времен СССР как нельзя лучше позволяют внести в украшение елки разнообразие и необычность. Настоящее тонкое стекло, ручная роспись, сюжеты сказок и мультфильмов на игрушках — все это как нельзя лучше отражает атмосферу Нового года.
Сотрудница винтажного универмага «Улица Ленина» в Москве рассказывает:
«Очень многим людям важен тот факт, что у них в детстве были эти игрушки — елка со старыми игрушками как у мамы, бабушки, тети. Поэтому часто ищут конкретные игрушки: „У моей бабушки была игрушка, она разбилась — я ищу именно такую“».
Советская эпоха привнесла особый колорит в дизайн интерьера и оформление помещений. Именно самобытные вещицы придавали квартире уют, тепло и выигрышно оживляли окружающую обстановку. Однако это не означает, что ушедшие времена навсегда канули в Лету, ведь некоторые предмета обихода из СССР найдут достойное место и в современном жилище.
Интерьер 1960-х годов в СССР: советский минимализм
Интерьерная мода циклична – это подтверждает популярность советского минимализма. Холодный и лаконичный хай-тек сдает позиции уютному, и, как принято сейчас говорить, «ламповому» ретродизайну.
Советский минимализм родился в тесных стенах хрущевок. Как бы сейчас ни ругали типовые панельные дома начала шестидесятых, это были первые полноценные квартиры после коммуналок и бараков, в которых в послевоенные годы приходилось жить миллионам советских граждан. Обставить такую жилплощадь было непросто. Многие предметы мебели сталинской эпохи – комоды, буфеты для посуды, книжные шкафы, кровати с пуховыми перинами – попросту не умещались в небольших комнатах.
Назад в шестидесятые
Этот стиль – одно из направлений многогранного ретро. Временные рамки советского минимализма ограничены шестидесятыми годами прошлого века, когда расцвет молодежной культуры совпал с началом строительства хрущевок. Его особенности:
- Яркие цвета. Лишения послевоенных лет остались позади, люди хотели и могли позволить себе одеваться ярко, со вкусом и окружать себя красивыми вещами. Поэтому в фаворе были мебель и предметы интерьера ярких оттенков. Тахта мандаринового цвета, светло-зеленые кресла, лимонно-желтые занавески – некоторые интерьеры сочетали все цвета радуги.
- Обилие света. «Солнце, воздух, и вода – наши лучшие друзья» — гласил советский спортивный марш. Тяжелые, плотные бархатные портьеры остались в прошлом. В моду вошли легкие прозрачные шторы, впускающие в комнату максимум солнечного света. В вечернее время основными источниками света были каскадные люстры, их дополняли бра, торшеры и настольные лампы.
- Простые орнаменты. Возможности обойной промышленности в те годы уступали нынешним. Обои в полоску или с простым цветочным орнаментом – максимум, что она могла тогда предложить. Пользовались популярностью и однотонные варианты.
- Многофункциональная мебель. В хрущевках ощущался дефицит жилой площади, поэтому мебель 60-х годов была максимально эргономичной. В каждом доме появились кресла-кровати, диваны-кушетки и раскладные столы.
В то же время началось массовое производство мебели из ДСП. Это позволило сделать мебель более доступной и увеличить темпы ее производства, и все равно многие предметы мебели были дефицитом. А о стеклянной и пластиковой мебели тогда можно было прочесть лишь в научно- фантастических романах.
Текстиль в интерьере советского минимализма
Для обивки мебели использовалась простая ткань без ярко выраженной фактуры – плюш вошел в моду позже. Популярными цветами для обивки мебели были оранжевый, красный, синий. Те, у кого не было возможности обновить мебель по моде, обходились яркими покрывалами и накидками. В интерьерном текстиле 60-х годов было сразу несколько трендов:
- однотонность;
- узоры из геометрических фигур;
- стилизованные растительные принты;
- простые орнаменты (клетка, «елочка», «шахматы» и т.д.).
Шторы выполняли чисто практическую функцию – регулировка освещения в комнате и защита от взглядов из соседних окон. А значит, никаких многослойных конструкций и сложных драпировок, визуально сужающих пространство. Окна украшали тюлевыми занавесками и портьерами – однотонными либо в мелкий рисунок. Днем портьеры сдвигались к углам окна, выступая своеобразной рамкой для тюлевых занавесок. Последние шили из ажурного тюля, отличавшегося хорошей светопроницаемостью. Обычно тюлевые занавески были белыми или бежевыми.
Изменилась и мода на аксессуары из текстиля. Если до войны почти в каждом доме можно было увидеть ажурные салфетки, связанные крючком, то в 60-е на смену им пришли хлопчатобумажные скатерти и салфетки.
Советский минимализм в современном исполнении: каков он?
Интерьер в этом стиле подразумевает расстановку акцентов. Если просто обставить квартиру бабушкиной мебелью, вместо ретро-шарма получится классический «совок». Дизайнеры предлагают выстраивать интерьер вокруг одного предмета мебели, например, серванта. Главное, чтобы эта мебель была в хорошем состоянии – оцарапанная поверхность начисто убьет все очарование советского винтажа.
Что касается остальной меблировки, то сейчас в магазинах легко найти диваны и кресла с яркой текстильной обивкой, характерные для интерьера советской квартиры. Дополнить атмосферу ретро помогут предметы обихода вроде проигрывателя для виниловых пластинок.
Любую вещь советских времен можно удачно обыграть в интерьере, если есть вкус и немного фантазии.
Кровать советских времен
Свой Спецкор
13 июля, 12:57
Фото: instagram.com/my_nevinnomyssk
Они выносят туда стулья, кресла и кровати.
Жители Невинномысска самостоятельно мебелируют зону отдыха на улице Матросова, где создали места для лавочек, однако скамейки так и не поставили. Горожане вынесли на улицу стулья, кресла и кровать. Фотографии мебели, которая стала уличной, опубликовали на страницах социальных сетей.
«На Фабрике в том году закончили работу над скверами возле остановок по улице Матросова, сделали место для лавочек, но так до сих пор их нет. Сейчас люди делают так, как на фото», — пишет автор снимков.
Интернет-пользователи иронизируют, комментируя интерьерные решения горожан. Подписчики паблика шутят о том, что мебель советских времён достаточно добротного качества и может прослужить долго даже при эксплуатации в условиях улицы.
«Эта советская кровать ещё полвека простоит в качестве лавочки, не убирайте», — пишет один из пользователей.
Читайте также
В школе Ставрополя откроют теплицу-лабораторию
Пользователи соцсетей помогли наказать автохама из Ессентуков
Трое ставропольцев вернулись со всероссийского съезда сельских учителей
В 2022 году в Невинномысске по нацпроекту отремонтируют 8 улиц
Капитальный ремонт детского сада-яслей завершают в Невинномысске
Сергей Лазарев подарил корм ставропольским приютам для животных
Хроника текущих событий
Архив программ
Смотрите нас везде
Читайте нас везде
Новости
Программы
Автономное учреждение
Своё ТВ
Все материалы сайта являются объектами авторского права. Цитирование материалов сайта допускается только при условии установки активной гиперссылки на оригинальный материал. Копирование, распространение, иное использование опубликованных на сайте видеоматериалов без предварительного согласия правообладателя не допускается. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или лицом, которое главный редактор специально уполномочил. Не каждая позиция главного редактора является официальной позицией редакции. О позиции редакции главный редактор объявляет особо.
2020 © Государственное автономное учреждение Ставропольского края «Ставропольское телевидение»
Сетевое издание: «Ставкрайинфо»
Свидетельство СМИ: выписка из реестра зарегистрированных СМИ серия ЭЛ № ФС 77 – 77204 выдано 20.11.2019 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель средства массовой информации: государственное автономное учреждение Ставропольского края «Ставропольское телевидение»
Главный редактор СМИ Сетевое издание: «Ставкрайинфо»: Облогина О.А.
Адрес электронной почты, номер телефона редакции: dd@stv24.tv +7(8652)333-020
Продукция СМИ предназначена для лиц старше 16 лет.
Телеканал: «СвоёТВ. Ставропольский край»
Свидетельство СМИ: выписка из реестра зарегистрированных СМИ серия ЭЛ № ФС 77 – 73170 выдано 02.07.2018 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель средства массовой информации: государственное автономное учреждение Ставропольского края «Ставропольское телевидение»
Главный редактор СМИ Телеканал: «СвоёТВ. Ставропольский край»: Москаленко В.И.
Адрес электронной почты, номер телефона редакции: info@stv24.tv +7(8652)333-020